Дело № 38-В09-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 марта 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Колычева Галина Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №38-В09-1

от 26 марта 2009 года

 

председательствующего Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева [скрыто] 1 к Государственному учреждению - Управление

Пенсионного фонда РФ по Пролетарскому району г. Тулы о признании решения незаконным и обязании назначить пенсию по надзорной жалобе Зайцева Д.А. на определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2005 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения Зайцева Д.А., поддержавшего доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Зайцев Д.А. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Пролетарскому району г. Тулы о признании решения № 91 от 24 апреля 2003 г. об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить пенсию. В обоснование заявленных требований сослался на то, что в силу ст. ст. 33,37 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подп. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости ему должна быть назначена с уменьшением общеустановленного

возраста выхода на пенсию на 5 лет, поскольку в период с 11 сентября 1968 года по 30 марта 2000 года он постоянно проживал в г. [скрыто] Тульской области.

Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 29 апреля 2005 года иск Зайцева Д.А. удовлетворен.

Обжалуемым определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2005 года решение суда первой инстанции отменено и по делу вынесено новое решение, которым Зайцеву Д.А. в удовлетворении иска отказано.

Определением Пролетарского районного суда г. Тулы от 9 сентября 2008 года Зайцеву Д.А. восстановлен срок для подачи надзорной жалобы на определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2005 года.

В надзорной жалобе Зайцева Д.А. содержится просьба об отмене указанного кассационного определения со ссылкой на то, что судом кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы 18 декабря 2008 года судьей Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А. от 26 февраля 2009 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенное нарушение норм материального права допущено судом кассационной инстанции, которое выразилось в следующем.

Частью первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Судом установлено, что Зайцев Д.А. родился [скрыто] года и с

11 сентября 1968 года по 30 марта 2000 года проживал в г. [скрыто] Тульской области, территория которого в период с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р относилась к зоне проживания с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус территории был изменен, а именно: из зоны с правом на отселение территория

г.

г. [скрыто] переведена в территорию с льготным социально-экономическим

статусом.

30 марта 2000 года Зайцев Д.А. выехал на новое место жительства в г. [скрыто].

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда пришла к выводу о том, что Зайцеву Д.А., как постоянно проживавшему в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года на территории, имеющей статус зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости может быть назначена с уменьшением возраста выхода на пенсию только на 2 года (первоначальная величина). По мнению суда кассационной инстанции право на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения Зайцев Д.А. не имеет, поскольку в период с 1 февраля 1998 года по 30 марта 2000 года он проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а затем, в том числе на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (4 апреля 2003 года) - в г. [скрыто].

Между тем, с данными выводами суда кассационной инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Частью первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на

территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статьям 32-35 этого Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Между тем, ни в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста с учетом времени проживания на зараженной радиацией территории определенной зоны, если ее статус был изменен решением Правительства Российской Федерации.

При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или

проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.

Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с положениями части первой ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15

(часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Поскольку Зайцев Д.А. с 11 сентября 1968 года по 30 марта 2000 года постоянно проживал в г. [скрыто] Тульской области, территория которого в

период с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года относилась к зоне проживания с правом на отселение, и имеет трудовой стаж свыше 5 лет, то его право на досрочное назначение пенсии должно быть обеспечено с учетом периода проживания на данной территории.

Принимая во внимание то, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены полно и правильно, но судом кассационной инстанции допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным не передавая дела на новое рассмотрение, отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2005 года, оставив в силе решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 29 апреля 2005 года.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 7 июля 2005 года отменить. Оставить в силе решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 29 апреля 2005 года.

Статьи законов по Делу № 38-В09-1

Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх