Дело № 39-АПГ14-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 июля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Елена Евгеньевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 39-АПГ14-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 16 июля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейБорисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретареДарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Курский промышленный банк» (далее - ОАО «Курский промышленный банк», Общество) о признании недействующим пункта 6 приложения к постановлению главы администрации Курской области от 9 марта 1992 г. № 138 «Об отнесении памятников истории и архитектуры г. Рыльска к категории памятников местного значения» по апелляционной жалобе заявителя на решение Курского областного суда от 4 апреля 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей ОАО «Курский промышленный банк» Башкатова Н.Н. и Башкирева Ю.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации и губернатора Курской области Лукьянчиковой С.А. и Прохоренко Е.А., возражавших против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

9 марта 1992 г. главой администрации Курской области принято постановление № 138 «Об отнесении памятников истории и архитектуры г. Рыльска к категории памятников местного значения» (далее - Постановление), которым к категории памятников местного значения отнесены вновь выявленные памятники истории и архитектуры г. Рыльска, указанные в приложении, в частности «Жилой дом с торговыми лавками» конца XIX века, расположенный в г. Рыльске по ул. Дзержинского, 22 (порядковый номер 6).

ОАО «Курский промышленный банк» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Постановления в части включения названного объекта недвижимости в перечень памятников истории и архитектуры.

В обоснование заявления Общество указало, что здание приобретено им в собственность по договору мены от 27 мая 2003 г. Вследствие неосведомлённости при приобретении дома о наличии у него статуса памятника истории и архитектуры местного значения заявитель провёл его реконструкцию без согласования с органами культуры, в связи с чем приведение его в первоначальное состояние влечёт причинение заявителю значительных убытков, возможность защиты прав заявителя путём предъявления иска к продавцу утрачена в связи с истечением срока исковой давности. Представленные администрацией Курской области документы не подтверждают соблюдение при принятии Постановления установленной законодательством процедуры отнесения объектов недвижимости к категории памятников местного значения. Акт издан без проведения экспертизы и установления культурной ценности здания, без согласования с Министерством культуры РСФСР, без составления учётной карточки и паспорта недвижимого памятника, указанное здание не зарегистрировано в государственном реестре объектов культурного наследия. Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый региональный акт противоречит актам большей юридической силы.

Курским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного постановления об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе ОАО «Курский промышленный банк».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Отказывая в признании недействующим оспариваемого регионального акта, суд пришёл к выводу о том, что Постановление принято в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит актам большей юридической силы.

Указанный вывод суда мотивирован, основан на законе и обстоятельствах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).

Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (далее - Закон РСФСР), действовавшего на момент принятия Постановления, к памятникам истории и культуры относились здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. Памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находились, подлежали государственному учёту.

Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали охране в соответствии с требованиями Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и названного закона (ст. 39 Закона РСФСР).

Государственному учёту подлежали все памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности или в чьём пользовании они находились. Государственный учёт памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учётных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (п. 13 Положения).

Вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали регистрации государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников (п. 18 Положения).

Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (п. 27 Положения).

Пунктом 9 Инструкции о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г.

№ 203 (далее - Инструкция), определено, что государственный учёт памятников истории и культуры включает выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учётных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственным органам охраны памятников надлежало организовать проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрировались в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекали специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержал краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учёт как памятников истории и культуры подлежали охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (п. 12 Инструкции).

На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учётная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте её хранения, краткое описание и иллюстративный материал (п. 15 Инструкции).

На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учётным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках' находящихся в нём произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко- архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (п. 16 Инструкции).

Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную ценность, признаётся памятником истории и культуры путём включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятников. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом учёта и охраны памятников. Включённые в них объекты признаются памятниками истории и культуры определённого вида и категории охраны (пп. 20 и 21 Инструкции).

Специальным федеральным законом, в настоящее время регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

В преамбуле этого акта закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ впредь до вступления в силу утверждённых Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено названным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат названному закону.

Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: Курская обл., г. Рыльск, ул. Дзержинского, 22, принятое на государственную охрану на основании Постановления, отнесено к объектам культурного наследия в соответствии с порядком, определённым Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.

До решения вопроса о принятии здания на государственную охрану оно было включено в список вновь выявленных памятников истории и культуры Курской области. В 1990-1992 гг. в рамках разработки проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рыльска проектно- производственным институтом по реставрации памятников истории и культуры «КИПИ» было проведено обследование зданий в исторической части города, в том числе по ул. Дзержинского, 22. В результате данное здание было признано обладающим высоким художественным качеством архитектуры, составляющим историко-градостроительный ансамбль улицы, являющимся характерной постройкой для своей эпохи и для г. Рыльска, имеющим историческое значение и рекомендовано к постановке на государственную охрану.

Опорный историко-архитектурный план и охранные зоны памятников истории и культуры г. Рыльска были утверждены Постановлением.

В 1994 году список памятников истории и культуры, предлагаемых для постановки на государственную охрану, был согласован с Министерством культуры Российской Федерации. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры признавались согласно п. 21 Инструкции основным документом государственного учёта и охраны памятников.

После принятия на государственную охрану на памятник истории и культуры «Жилой дом с торговыми лавками» конца XIX века были составлены учётные документы: учётная карточка, материалы инвентаризации с 1992 года по 31 декабря 1995 г., государственный список объектов культурного наследия регионального значения 1995 года.

Отсутствие в материалах дела паспорта объекта культурного наследия на «Жилой дом с торговыми лавками» конца XIX века, расположенный в г. Рыльске по ул. Дзержинского, 22, являющийся памятником архитектуры и градостроительства местного значения, само по себе не отменяет историко- архитектурную ценность объекта и не является обстоятельством, свидетельствующим о несоблюдении процедуры постановки памятника на учёт, поскольку информация, подлежащая включению в паспорт в соответствии с Инструкцией, содержится в учётных карточках на памятник, фотоиллюстрациях, описаниях памятников (вновь выявленных) архитектуры и градостроительства, выполненных в 1990 году, Списке вновь выявленных объектов.

Утверждение о том, что здание не могло быть отнесено в 2002 году к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в реестр, в связи с чем для его исключения из реестра акт Правительства Российской Федерации не требуется, основан на ошибочном толковании норм права.

Согласно ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного закона.

Поскольку здание, о котором возник спор, Постановлением было обоснованно отнесено к памятникам истории и архитектуры местного значения, то в силу приведённой выше нормы оно признаётся объектом культурного наследия, включённым в государственный реестр объектов культурного наследия.

В связи с этим суд правомерно сослался на ст. 23 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ и указал, что исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется с соблюдением установленных этой статьёй процедур в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Сравнительный анализ оспариваемого положения с актами большей юридической силы подтверждает вывод суда о том, что Постановление принято в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Курской области с учётом норм и положений действующего законодательства в области охраны и использовании памятников истории и культуры.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ОАО «Курский промышленный банк», поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, норм процессуального права, а также не содержат ссылки на иные обстоятельства, предусмотренные законом для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Курского областного суда от 4 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Курский промышленный^эанк» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 39-АПГ14-2

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх