Дело № 39-Г11-18

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №39-Г11-18

от 13 июля 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Курской области о признании недействующими отдельных положений раздела VI Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на 2011 год, утвержденной постановлением администрации Курской области от 28 декабря 2010 г. № 647-па по кассационной жалобе администрации Курской области на решение Курского областного суда от 6 мая 2011 г., которым заявление удовлетворено.

постановлением администрации Курской области от 28 декабря 2010 г. № 647-па утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Курской области на 2011 год (далее - Программа).

Абзацами 2, 3, 4, 5 раздела VI Программы предусмотрены нормативные затраты на единицу объема медицинской помощи на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи); на 1

пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров; на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях.

В соответствии с абзацами 20, 21, 22 этого же раздела установлены подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, отражающие размер бюджетных ассигнований, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) за счет средств обязательного медицинского страхования, за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Прокурор Курской области обратился в суд с заявлением о признании приведенных положений недействующими, указав в обоснование требований, что в нарушение действующего законодательства Программа устанавливает заниженные по сравнению с соответствующими показателями Федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, что нарушает право граждан, проживающих на территории Курской области, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе.

Обжалуемым решением заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут

противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно пункту 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится, в том числе, разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, определяющую виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, утверждает Правительство Российской Федерации.

В соответствии с этой Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, которые могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 № 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, которая предусматривает те же самые показатели, которые предусмотрены абзацами 2, 3, 4, 5, 20, 21, 22 раздела VI Программы, но в большем размере.

Как следует из первого раздела Федеральной программы, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы

медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, сравнив приведенные выше показатели федеральной и областной программ государственных гарантий, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что субъектом Российской Федерации установлены нормативы объема медицинской помощи в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 811, обоснованно признав оспариваемые нормы недействующими в виду их противоречия требованиям федерального законодательства.

Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права со ссылкой на пункт 10 разъяснений Минздравсоцразвития России по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, содержащихся в Письме от 17 декабря 2010 г. № 20-2/10/2-12028, согласно которому нормативы могут пересматриваться с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, Судебной коллегией признается несостоятельным.

Право субъектов Российской Федерации корректировать нормативы объема медицинской помощи не свидетельствует о предоставлении им права занижать соответствующие нормативы, предусмотренные Федеральной программой.

Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции в суде первой инстанции, им в решении дана правильная оценка.

Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным, которое по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Курского областного (Аца от 6 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу админищшш^Курской области - без удовлетворения.

Председательствующи

Статьи законов по Делу № 39-Г11-18

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх