Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 4-АПГ12-17

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 ноября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №4-АПГ12-17

от 28 ноября 2012 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре М.Д.Тихонове

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Молчанова [скрыто] тЩ [скрыто] о признании противоречащими

федеральному законодательству и недействующими пунктов 4 и 5 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/200603 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» по апелляционной жалобе Молчанова Г.П. на решение Московского областного суда от 14 августа 2012 года,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Московской областной думы H.H. Степановой и Губернатора Московской области О.Г. Долговой, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Московской областной Думы от 15 марта 2006 года принят Закон Московской области № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», который 23 марта 2006 года подписан Губернатором Московской области

и официально опубликованный в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» №56 от 1 апреля 2006 года.

Молчанов Г.П., будучи ветераном военной службы, обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 3 названного Закона Московской области, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны военной службы относятся к лицам, на которых распространяется действие данного закона.

Согласно этому закону он имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе в виде оплаты в размере 50% процентов занимаемой общей площади жилых помещений и оплаты в размере 50% коммунальных услуг.

Однако законом Московской области от 29 декабря 2009 года № 180/2009-03 в Закон Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006 - 03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» были внесены изменения, в соответствии с которыми непосредственное предоставление указанных льгот заменено компенсационным порядком их предоставления, что, по его мнению, противоречит положениям Федерального закона «О ветеранах», который не предусматривает подобного порядка предоставления льгот ветеранам и нарушает его право на получение мер социальной поддержки.

Заявитель, уточнив свои требования, просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 4 и 5 части 1 статьи 3 закона Московской области № 36/2006 - ОЗ в действующей редакции в части слов «ежемесячная денежная компенсация».

В судебном заседании Молчанов Г.П, поддержал заявленные суду требования.

Московская областная Дума и Губернатор Московской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Московского областного суда от 14 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Молчанов Г.П. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно ст. 72 и ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в действующей редакции) решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда также относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Оспариваемыми в настоящем деле положениями п. 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области № 36/2006-03 предусмотрено, что ветеранам военной службы, имеющим место жительства в Московской области, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действительно статьей 23 Федерального закона «О ветеранах», действовавшей до 1 января 2005 года, ветераны военной службы по предоставляемым льготам были приравнены к ветеранам труда, которые имели право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 22 Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года).

В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны военной службы. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года).

Таким образом, в соответствии с новой редакцией ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах»).

Правовой анализ положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций, Федеральный Закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не содержит.

Суд правильно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый Закон принят органом власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции, нарушений требований федерального законодательства оспариваемыми положениями не установлено, таким образом, оснований для признания судом оспариваемых норм областного законодательства противоречащими федеральному законодательству не имеется.

Ссылка в жалобе на то, что суд неправомерно рассмотрел требования заявителя об оспаривании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», поскольку Молчановым Г.П. таких требований им не заявлялось, несостоятельна. Как усматривается из содержания заявления Молчанова Г.П. (л.д.3-5), заявитель не согласен с положениями закона, предусматривающими применение компенсационного метода социально поддержки взамен натуральной формы ее предоставления. Указанные положения содержатся в статье 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Кроме того, в деле имеется заявление Молчанова Г.П. об уточнении требований (л.д. 31), подписанное заявителем.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

о л р е д ел ил а:

Решение Московского/областного суда от 14 августа 2012 года -оставить без изменения^пшшщгонную жалобу Молчанова Г.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 4-АПГ12-17

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх