Дело № 41-АПГ14-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 сентября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 41-АПГ14-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 3 сентября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В .Б.,
судейГорчаковой ЕВ. и Калининой Л. А.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО «Волгодонские тепловые сети» на решение Ростовского областного суда от 13 мая 2014 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 17 декабря 2013 года №№ 67/27 и 67/29 об установлении заявителю тарифов на тепловую энергию и горячую воду.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей ООО «Волгодонские тепловые сети» Андреевой СМ. и Ольховой С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Остарковой И.А. и Варламовой А.В., представителя Федеральной службы по тарифам Кукушкина И.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мухиной О.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

17 декабря 2013 года Региональной службой по тарифам Ростовской области приняты постановления № 67/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2014 год», № 67/29 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска» (далее - Постановления № 67/27, № 67/29), которые были опубликованы в печатном издании «Наше время» 20 декабря 2013 г., № 47- 49.

Пунктом 1 Постановления № 67/27 установлены тарифы на тепловую энергию ООО «Волгодонские тепловые сети» с календарной разбивкой согласно приложению, которым, в свою очередь, определены следующие показатели тарифов: с 1 января по 30 июня 2014 года для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения введен одноставочный тариф в размере 1176 рублей 73 копейки за 1 Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2014 года - одноставочный тариф в размере 1335 рублей 88 копеек за 1 Гкал; для населения: с 1 января по 30 июня 2014 года - одноставочный тариф в размере 1388 рублей 54 копейки за 1 Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2014 года - одноставочный тариф в размере 1576 рублей 34 копейки за Гкал. 1 Пунктом 2 Постановления № 67/27 предусмотрено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 1 января по 31 декабря 2014 года.

Пунктом 1 Постановления № 67/29 установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, с календарной разбивкой согласно приложению, которым, в свою очередь, определены следующие показатели тарифов: для компонента на теплоноситель - с 1 января по 31 декабря 2014 года в размере 24 рубля 60 копеек за 1 куб.м.; для компонента на тепловую энергию - с 1 января по 30 июня 2014 года - 1176 рублей 73 копейки за 1 Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2014 года -1335 рублей 88 копеек за Гкал. 1 Пунктом 2 Постановления № 67/29 предусмотрено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 1 января по 31 декабря 2014 года.

ООО «Волгодонские тепловые сети» обратилось в суд с заявлением о признании недействующими приведенных выше положений Постановления № 67/27 и Постановления № 67/29. При этом заявитель ссылался на противоречие оспариваемых норм пунктам 21, 32, 33, 34 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и общим принципам правопреемства, установленным Гражданским кодексом РФ.

По мнению заявителя, при формировании тарифов Региональной службой по тарифам Ростовской области безосновательно не было принято во внимание его предложение о необходимости учета экономически обоснованных затрат, размер которых установлен приказом Федеральной службы по тарифам России № 141-э/1 от 17.07.2013 г., что в связи с установлением уполномоченным органом заниженного и экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию на 2014 год повлекло неоправданное несение ООО «Волгодонские тепловые сети» имущественных потерь.

Решением Ростовского областного суда от 13 мая 2014 года заявление 0 0 0 «Волгодонские тепловые сети» оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ООО «Волгодонские тепловые сети» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

На федеральном уровне отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ \"О теплоснабжении\" (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), пунктом 6 части 1 статьи 4 которого к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Региональной службы по тарифам Ростовской области были приняты постановления, вышеприведенные положения которых оспариваются заявителем.

Отказывая в удовлетворении заявления ООО «Волгодонские тепловые сети», суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции и предоставленных законом полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителей.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

22 октября 2012 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту - Основы ценообразования), из которых следует, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования; расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (далее - Правила).

В соответствии с частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В рассматриваемом случае на основании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области № 57/3 от 28.12.2012 г. было осуществлено тарифное регулирование в отношении ООО «ЛУКОЙЛ- ТТК», поставляющего тепловую энергию и горячую воду потребителям и другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска.

В рамках вышеуказанного тарифного регулирования приказом Федеральной службы по тарифам России № 141-э/1 от 17.07.2013 г. были разрешены разногласия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникшие между ООО «ЛУКОЙЛ- ТТК» и Региональной службой по тарифам Ростовской области.

Данным приказом предписано региональному регулятору установить тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОИЛ-ТТК», на 2014-2015 годы с учетом расходов в общей сумме 52404,77 тыс. руб., в том числе по статьям затрат: \"Расходы на оплату труда\" - 2347,26 тыс. руб., \"Отчисления на социальные нужды\" - 708,86 тыс. руб., \"Расходы на клининговые услуги\" - 388,89 тыс. руб., \"Недополученный по независящим причинам доход за 2011 г.\" - 16642,98 тыс. руб., \"Экономически обоснованные расходы, понесенные в 2011 г.\" - 7534,20 тыс. руб., \"Избыток средств, полученный в 2011 г.\" - 24415,93 тыс. руб.

Таким образом, на основании вышеуказанных правовых актов были установлены условия тарифного регулирования, обязательные к исполнению его участниками, а именно: регулятором - Региональной службой по тарифам Ростовской области и регулируемой организацией - ООО «ЛУКОИЛ-ТТК».

22 марта 2013 года на внеочередном общем собрании участников ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» принято решение о реорганизации данного юридического лица в форме выделения из него ООО «Волгодонские тепловые сети» с передачей ему в соответствии с разделительным балансом части прав и обязанностей реорганизуемого общества.

31 мая 2013 года вновь созданное юридическое лицо - ООО «Волгодонские тепловые сети» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и с указанного времени осуществляет свою деятельность как правопреемник ООО «ЛУКОЙЛ-ТК».

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28 июня 2013 года № 18/3 принято решение о распространении действия тарифов на тепловую энергию, ранее установленных на 2013 год для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», на правопреемника - ООО «Волгодонские тепловые сети». При этом на 2014 год установлено новое тарифное регулирование, обоснованность которого оспаривается заявителем в настоящем деле.

Вопросы тарифного регулирования в случае возникновения правопреемства урегулированы пунктом 21 Основ ценообразования, которым установлено, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации- правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

В данном случае публично-правовой спор между регулятором и регулируемой организацией возник вследствие разногласий по толкованию и применению пункта 21 Основ ценообразования.

В этой связи представляется ошибочной позиция Региональной службы по тарифам Ростовской области, основанная на суждении о том, что предыдущие предписания и принятые правовые акты, направленные на тарифное регулирование деятельности теплоснабжающей организации ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в части необходимости учета экономически обоснованных расходов, не распространяются на его правопреемника - ООО «Волгодонские тепловые сети».

Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ выделение является самостоятельной формой реорганизации юридических лиц.

В соответствии с действующей на момент реорганизации редакцией статьи 58 Гражданского кодекса РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Из приведенной правовой нормы следует, что объектом правопреемства выступают права и обязанности реорганизуемого юридического лица, при этом закон не устанавливает положений, исключающих возможность распространения общего правила о правопреемстве к правам и обязанностям, возникающим из публичных правоотношений.

Таким образом, реорганизация юридического лица в форме выделения не является основанием для прекращения прав и обязанностей, возникающих из публичных правоотношений, а, напротив, порождает соответствующие правовые последствия, означающие переход от реорганизованного лица к вновь созданному юридическому лицу прав и обязанностей, объем которых устанавливается разделительным балансом.

В рассматриваемом случае Правилами правопреемства, утвержденными при реорганизации ООО «ЛУКОИЛ-ТТК», и разделительным балансом предусмотрено, что все права и обязанности, связанные с осуществлением деятельности вновь созданного юридического лица по поставке тепловой энергии и горячей воды потребителям и иным теплоснабжающим организациям г. Волгодонска, перешли в порядке правопреемства от ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» к ООО «Волгодонские тепловые сети».

Данное правопреемство применительно к правовому и хозяйственному аспектам деятельности ООО «Волгодонские тепловые сети», полностью заместившего ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в сфере теплоснабжения г. Волгодонска, носит абсолютный характер, что, безусловно, влияет на условия тарифного регулирования.

В этой связи бесспорным является то обстоятельство, что осуществление теплоснабжающей организацией хозяйственной деятельности связано с несением расходов по производству тепловой энергии, и надлежащий учет таких расходов в процессе тарифного регулирования имеет существенное значение для обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности данной организации.

Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7). Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому виду деятельности (пункт 11).

Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.

Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 и 3 части статьи 1 7 Федерального закона № 190-ФЗ).

Таким образом, анализ положений пунктов 13, 21, 32, 33 Основ ценообразования в системной взаимосвязи с нормами статей 57, 58 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать однозначный вывод о том, что установленное для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» тарифное регулирование в полной мере распространяется на его правопреемника - ООО «Волгодонские тепловые сети», включая также и условия формирования тарифа на 2014 год, установленные приказом ФСТ России № 141-э/1 от 17.07.2013 г. При этом отказ Региональной службы по тарифам Ростовской области от учета ранее признанных вышеприведенным приказом экономически обоснованными дополнительных затрат повлек за собой принятие нормативных правовых актов, противоречащих положениям пунктов 5 и 6 части 1 статьи 3, пунктов 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ и пунктов 13, 21, 32 и 33 Основ ценообразования, имеющим по отношению к оспариваемым постановлениям большую юридическую силу.

В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ростовского областного суда от 13 мая 2014 года отменить и принять новое решение, которым заявление ООО «Волгодонские тепловые сети» удовлетворить. Признать недействующими постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 17 декабря 2013 года № 67/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска, на 2014 год» и постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 17 декабря 2013 года № 67/29 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Волгодонские тепловые сети» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Волгодонска» со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Председательствующий: Судь

Статьи законов по Делу № 41-АПГ14-6

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица
ГК РФ Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх