Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 41-В10-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 41-В10-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 4 июня 2010 г.

 

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,
судей Гуляевой Г.А., Колычевой Г.А
при секретаре А А.А

рассмотрела в судебном заседании 4 июня 2010 г. по надзорной жалобе Романюк В.Н. на определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 июля 2009 г. дело по иску Романюк В.Н. к Администрации г. Ростова-на-Дону о назначении государственной пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя истицы Романюк В.Н. - Малыгиной М.А., представителя Администрации г. Ростова-на-Дону Андриановой Ю.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Романюк В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону о назначении государственной пенсии за выслугу лет.

В обоснование своих требований истица указала на то, что в июле 2008г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей государственной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы. Однако в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что должность первого заместителя начальника , с которой она уволена 31 января 2001 г. в порядке перевода, на день её увольнения не относилась к должностям муниципальной 2 службы в соответствии с Единым реестром должностей муниципальной службы г. Ростова-на-Дону.

По мнению истицы, отказ в назначении ей государственной пенсии за выслугу лет является незаконным, поскольку должность первого заместителя начальника прямо предусмотрена в качестве старшей должности муниципальной службы Реестром муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в Ростовской области, утверждённым Законом Ростовской области № 56-ЗС от 29 декабря 1997 г.

В связи с этим Романюк В.Н. просила обязать ответчика назначить ей государственную пенсию за выслугу лет и засчитать в стаж муниципальной службы периоды её работы в Ответчик иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 мая 2009 г. иск Романюк В.Н. был удовлетворён.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 июля 2009 г. решение суда отменено и вынесено новое решение об отказе Романюк В.Н. в иске.

В надзорной жалобе Романюк В.Н. поставлен вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 июля 2009 г., как вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 мая 2010 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит её подлежащей удовлетворению, а определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 июля 2009 г.

подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и 3 законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено, что Романюк В.Н. с 1 января 1970 г. по 31 января 2001 г. работала на различных должностях . На 31 января 2001 г. истица занимала должность первого заместителя начальника .

Приказом начальника от 31 января 2001 г. № 11-к истица была уволена с занимаемой должности в порядке перевода в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17 июня 2008 г. № 407 принято Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону», согласно которому лица, замещавшие на 1 января 1998 г. и (или) позднее должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на государственную пенсию за выслугу лет.

После принятия данного Положения, Романюк В.Н. 1 июля 2008 г.

обратилась в Администрацию г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ей пенсии. Однако в назначении ей пенсии было отказано со ссылкой на то, что должность, с которой истица уволена 31 января 2001 г. в порядке перевода в Государственное учреждение , на день её увольнения не относилась к должностям муниципальной службы, указанным в Едином реестре должностей муниципальной службы г. Ростова-на-Дону, принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 16 марта 1999 г. № 178, а была отнесена к муниципальным должностям только с 1 июля 2001 г.

Удовлетворяя требования истицы, суд пришёл к выводу о том, что работа истицы в различные периоды на должностях , даёт ей право на назначение государственной пенсии за выслугу лет. При этом суд исходил из того, что должность, с которой истица была уволена, предусмотрена Реестром муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в Ростовской области, утверждённым Законом Ростовской области № 56-ЗС от 29 декабря 1997 г.

Кроме того, как указал суд, то обстоятельство, что должность первого заместителя начальника4 своевременно не была включена в Единый реестр должностей муниципальной службы г. Ростова- на-Дону на момент увольнения истицы, а была включена в Единый реестр с 1 июля 2001г., не является основанием для лишения истицы права на назначение государственной пенсии за выслугу лет, поскольку истица исполняла обязанности по должности муниципальной службы в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и являлась муниципальным служащим.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд кассационной инстанции исходил из того, что должность первого заместителя начальника была отнесена к должностям муниципальной службы только с 1 июля 2001 г.

согласно дополнениям, внесённым в Единый реестр должностей муниципальной службы решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 10 августа 2001 г. № 27, в связи с чем, истица, уволившаяся 31 января 2001 г., права на назначение государственной пенсии за выслугу лет, не имеет.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что вывод суда кассационной инстанции основан на неправильном толковании и применении норм законодательства, определяющего особенности правового регулирования отношений, связанных с прохождением муниципальной службы, а также пенсионного обеспечения лиц, занимавших должности муниципальной службы.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).

Согласно статьям 6 и 7 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. 5 При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций.

Законом Ростовской области от 9 октября 2007 г. № 787-ЗС «О Реестре муниципальных должностей и Реестре должностей муниципальной службы в Ростовской области» установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ростовской области. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Ростовской области.

Аналогичные положения содержал и Закон Ростовской области от 29 декабря 1997 г. № 56-ЗС «О Реестре муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в Ростовской области», действовавший до вступления в силу указанного Закона.

В части 4 данного Реестра была предусмотрена должность, которую истица занимала на момент её увольнения .

Таким образом, Романюк В.Н. осуществляла оплачиваемую из муниципального бюджета на постоянной основе профессиональную деятельность в муниципальном учреждении, которая соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющим должности муниципальной службы.

Тот факт, что должность первого заместителя начальника была включена в Единый реестр должностей муниципальной службы г. Ростова-на-Дону только с 1 июля 2001 г. согласно дополнениям, внесённым в Единый реестр должностей муниципальной службы решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 10 августа 2001 г. 6 № 27, не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее признанию за истицей права на пенсионное обеспечение.

Право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина с момента, с которого в соответствии с пенсионным законодательством складывается совокупность юридически значимых обстоятельств, таких, как достижение пенсионного возраста, наличие стажа работы по специальности или стажа по выслуге лет.

Право Романюк В.Н. на пенсию по выслуге лет определяется в соответствии с Положением «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону», принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17 июня 2008 г. № 407, согласно п. 1.1 которого лица, замещавшие на 1 января 1998 г. и (или) позднее должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на государственную пенсию за выслугу лет. При этом в периоды замещения на профессиональной основе муниципальных должностей, дающих право на государственную пенсию за выслугу лет, включаются также периоды замещения соответствующих должностей на постоянной основе с 1 января 1992 г. до включения указанных должностей в Реестр муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в соответствии с областным законом Ростовской области от 29 декабря 1997 г.

№ 56-ЗС.

Таким образом, на момент определения пенсионных прав истицы в 2008 г. у неё имелись все, предусмотренные указанным Положением, основания для назначения государственной пенсии за выслугу лет. Она имеет необходимый стаж замещения на профессиональной основе муниципальных должностей, включённых в Единый реестр должностей муниципальной службы г. Ростова-на-Дону на момент возникновения права на пенсию.

Кроме того, само Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы города Ростова-на-Дону» предусматривает включение в стаж для расчёта пенсии за выслугу лет периодов замещения соответствующих должностей на постоянной основе с 1 января 1992 г. до включения указанных должностей в Реестр муниципальных должностей, должностей муниципальной службы при условии, что это соответствует областному закону от 29 декабря 1997 г. № 56-ЗС.

При таких обстоятельствах, вывод судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда об отсутствии у Романюк В.Н. права на назначение государственной пенсии за выслугу лет, является ошибочным.

Принимая во внимание, что по настоящему делу судом кассационной инстанции допущена существенная ошибка в толковании и применении норм материального права, а также того, что эта ошибка привела к нарушению социально значимого права истицы на пенсионное обеспечение и не может 7 быть исправлена иначе, как путём отмены незаконного судебного постановления, Судебная коллегия находит необходимым отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 июля 2009 г. и оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 мая 2009 г.

Руководствуясь статьями 387, 390, 393 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 июля 2009 г. отменить.

Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Ростова-на- Дону от 27 мая 2009 г.

Статьи законов по Делу № 41-В10-5

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 393. Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Производство по делу

Загрузка
Наверх