Дело № 42-Г07-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 ноября 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Харланов Александр Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №42-Г07-6

г. Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Харланова А.В., Еременко Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Избирательной комиссии Республики Калмыкия на решение Верховного суда Республики Калмыкия от 8 ноября 2007 г. по заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», мотивируя тем, что постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 25 июня 2007 г. № 460 сформирована Элистинская территориальная избирательная комиссия в количестве 9-ти человек. Из 9-ти членов территориальной избирательной комиссии 4 - Абушинова И.И., Лиджеева Н.И., Мушаева A.M. и Эрдни-Горяев О.М. являются государственными и муниципальными служащими.

Согласно составу рабочей группы избирательной комиссии Республики Калмыкия по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, утвержденного постановлением Избирательной комиссии РК от 14 сентября 2007 г., Хайчеева Б.А., которая также является членом Элистинской территориальной избирательной комиссии, занимает должность ведущего специалиста аппарата Избирательной комиссии РК.

Указом Главы Республики Калмыкия от 2 июня 2006 г. № 93 «О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия» должность ведущего специалиста аппарата Избирательной комиссии РК включена в данный реестр.

Таким образом, в настоящее время количество государственных и муниципальных служащих, являющихся членами Элистинской территориальной избирательной комиссии, составляет 5 человек, то есть более одной второй от общего числа членов данной комиссии.

Такое количество государственных и муниципальных служащих в составе Элистинской территориальной избирательной комиссии противоречит требованиям п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В силу указанной нормы государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой избирательной комиссии.

Между тем Избирательная комиссия Республики Калмыкия не приняла мер по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Бездействие Избирательной комиссии РК нарушает гарантированное ст. 32 Конституции Российской Федерации и прямо закрепленное в ст.ст.1, 4 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право неопределенного круга лиц на участие в выборах и проведение их в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Республики Калмыкия по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», обязать Избирательную комиссию Республики Калмыкия в установленный срок привести состав Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Обязать официальное печатное издание республики газету «Хальмг Унн» опубликовать сообщение о принятом решении суда.

Представитель Избирательной комиссии Республики Калмыкия не признала заявление прокурора, пояснив, что при формировании Элистинской территориальной избирательной комиссии были соблюдены требования п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в составе указанной комиссии из 9-ти членов было 4 государственных и муниципальных служащих. После изменения одним из членов комиссии места работы, количество государственных и муниципальных служащих увеличилось до 5. Оснований для изменения состава Элистинской территориальной избирательной комиссии не имелось, поскольку освобождение члена комиссии возможно только в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий, либо по основаниям, предусмотренным частями 1 и 4 ст.29 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В настоящее время в адрес Избирательной комиссии РК заявлений от членов Элистинской территориальной избирательной комиссии о досрочном сложении полномочий не поступало, также не появилось иных оснований, предусмотренных пунктом «б» ч.б ст.29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Председатель Элистинской территориальной избирательной комиссии требования прокурора не признала по тем же основаниям.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 8 ноября 2007 г. постановлено: заявление прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать бездействие Избирательной комиссии Республики Калмыкия по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», незаконным.

Обязать Избирательную комиссию Республики Калмыкия в предусмотренные избирательным законодательством сроки привести состав Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», путем уменьшения количества государственных и муниципальных служащих в составе Элистинской территориальной избирательной комиссии до 4 человек.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете « Хальмг Унн».

В кассационной жалобе Избирательной комиссии Республики Калмыкия поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п.5 ст. 22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой избирательной комиссии.

Аналогичная норма содержится и в п.6 ст.5 Закона Республики Калмыкия «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия».

Как установлено судом и видно из материалов дела, постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 25 июня 2007 г. № 460 сформирована Элистинская территориальная избирательная комиссия в количестве 9-ти человек. Из 9-ти членов территориальной избирательной комиссии 4 -Абушинова И.И., Лиджеева Н.И., Мушаева A.M. и Эрдни-Горяев О.М. являются государственными и муниципальными служащими. Постановление опубликовано в газете «Хальмг Унн» от 10 июля 2007 г.

В состав Элистинской территориальной избирательной комиссии также назначена Хайчеева Б.А. - преподаватель Элистинского автодорожного техникума.

Согласно распоряжению председателя Избирательной комиссии РК № 99-р от 28 августа 2007 г. Хайчеева принята на работу в Избирательную комиссию РК на должность ведущего специалиста аппарата с 28 августа 2007 г.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» реестр должностей государственной гражданской службы субъекта БФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Указом Главы Республики Калмыкия от 2 июня 2006 г. № 93 « О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия» должность ведущего специалиста аппарата Избирательной комиссии РК, занимаемая Хайчеевой, включена в данный реестр.

Таким образом, количество государственных и муниципальных служащих в составе Элистинской территориальной избирательной комиссии стало составлять 5 человек, то есть более одной второй от общего числа членов данной комиссии, что, как правильно указал суд, противоречит требованиям п. 5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Судом установлено, что Избирательная комиссия РК не приняла мер по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями, предусмотренными п.5 ст.22 ФЗ «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В силу ст.20 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные комиссии всех уровней обеспечивают реализацию защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации.

При этом состав избирательной комиссии должен быть легитимным.

При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, принимаемые незаконным составом Элистинской территориальной избирательной комиссии решения в дальнейшем могут послужить основанием для оспаривания итогов голосования, результатов выборов, вследствие этого могут повлечь нарушение прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в законодательный орган Российской Федерации.

В связи с изложенным бездействие Избирательной комиссии РК, выразившееся в непринятии мер по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями закона, обоснованно признано незаконным.

Поскольку в силу ст.22, ст.26 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется избирательной комиссии субъекта РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Избирательная комиссия РК обязана привести состав Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями вышеназванного закона. При этом состав Элистинской территориальной избирательной комиссии подлежит приведению в соответствие с требованиями п.5 ст. 22 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», путем уменьшения количества государственных и муниципальных служащих до 4.

Доводы представителя Избирательной комиссии о том, что в силу закона ограничения в количестве государственных и муниципальных служащих в составе комиссии должны быть соблюдены только в период формирования комиссий, правильно признаны несостоятельными, как основанные на неправильном толковании закона, поскольку в силу п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», количество государственных и муниципальных служащих не должно составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии на протяжении всего периода избирательной кампании. В противном случае утрачивается смысл установленного ограничения численности государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии.

В соответствии с п.5 ст.22 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» количество государственных и муниципальных служащих не должно составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии, потому утверждения представителя Избирательной комиссии об отсутствии оснований для освобождения члена комиссии от его обязанностей и о невозможности освобождения члена комиссии без его заявления, как обоснованно указал суд, правового значения по делу не имеют.

В связи с тем, что избирательная кампания ограничена жесткими временными рамками, а непринятие мер по приведению состава Элистинской территориальной избирательной комиссии в соответствие с требованиями закона может привести к нарушениям права граждан Российской Федерации на участие в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, суд обоснованно обратил решение к немедленному исполнению.

Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, по существу сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении основаниям.

Ссылка на Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденные ЦИК РФ 25 июня 2007 г. несостоятельна, поскольку решение суда основано на требованиях Федерального закона.

То обстоятельство, что в резолютивной части решения суда указано о праве на его обжалование в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, не лишило Избирательную комиссию права на подачу и рассмотрение кассационной жалобы в пятидневный срок и не является основанием для отмены решения суда.

Нарушений, неправильного применения норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия

 

определила:

Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 8 ноября 2007 г. ос-тавить без изменения, а кассационную жалобу Избирательной комиссии Рес-публики Калмыкия - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 42-Г07-6

Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх