Дело № 44-Г07-29

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 января 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №44-Г07-29

16 января 2008 года

г.Москва

председательствующего В.Н. Пирожкова

судей                                     Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 -2010 годы», утвержденной законом Пермского края № 33-КЗ от 07.12.2006 года по кассационному представлению прокурора Пермского края и кассационной жалобе губернатора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 08 октября 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей решение по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

Законодательным Собранием Пермской области и Законодательным Собранием Коми-Пермяцкого автономного округа 16 ноября 2006 года принят закон № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы», который 07.12.2006 года подписан губернатором Пермского края и опубликован в Российской газете № 283 от 15.12.2006 года.

Приложением к данному закону утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы».

Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений, содержащихся: в графе «участники программы» паспорта краевой целевой программы; в абзацах 6 и 17 пункта 1.4 раздела «Общие положения»; в абзацах 3 и 5 пункта 7.3, абзацах 2 и 4 пункта 7.4, абзацах 7-12 пункта 7.5.2, пунктах 7.6.4, 7.6.6 - в части определения средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья нормативным актом губернатора (Н), 7.6.11 и абзаце 2 пункта 7.6.14 раздела «Механизм реализации программы», утвержденной законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы».

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат подпункту «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ, нормам жилищного законодательства, постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675 « О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы; от 31.12.2005 года № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»; от 13.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2005 - 2010 годы, поскольку оспариваемые нормы законодательного акта субъекта федерации необоснованно ограничивают права молодых семей при обеспечении их жильем на территории Пермского края.

В судебном заседании прокурор заявленные суду требования поддержал.

Законодательное собрание Пермского края и губернатор Пермского края просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Решением Пермского областного суда от 08.10.2007 года заявленные прокурором требования удовлетворены частично.

Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими положения абзацев 17 пункта 1.4 раздела «Общие положения»; абзацев 3 и 5 пункта 7.3, абзацев 2 и 4 пункта 7.4, пункта 7.6.4, пункта 7.6.6 - в части определения средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья нормативным актом губернатора (Н), пункта 7.6.11 и абзаца 2 пункта 7.6.14 раздела «Механизм реализации программы» краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы», утвержденной Законом Пермского края № 33-КЗ от 07.12.2006 года (в редакции закона Пермского края от 06.03.2007 года№ 14-ПК).

В удовлетворении требований о признании недействующими положений, содержащихся: в графе «участники программы» паспорта краевой целевой программы; абзаце 6 пункта 1.4 и абзацах 7-12 пункта 7.5.2 краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 -2010 годы», утвержденной законом Пермского края № 33-КЗ от 07.12.2006 года отказано.

В кассационном представлении прокурор Пермского края просит указанное решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

В кассационной жалобе губернатор Пермского края просит решение Пермского областного суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать, в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Согласно пунктам «ж», «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 -2010 годы» утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».

Оспариваемыми в настоящем деле положениями предусмотрено, что участниками краевой целевой программы являются молодые семьи, отвечающие следующим требованиям: семья, не имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилого помещения либо имеющая в собственности или в пользовании по договору социального найма жилое помещение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, применяемой в целях настоящей программы. Учетная норма жилья для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий установлена в размере 12 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника краевой программы.

Средняя расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья утверждается нормативным актом губернатора края.

Размер субсидии, предоставляемой молодой семье как участнику краевой программы, соответствует 30 % стоимости жилья.

Субсидии не предоставляются на приобретение участником краевой программы жилья у членов семьи или родственников (родителей, в том числе приемных, бабушек дедушек, братьев и сестер, в том числе сводных).

Жилое помещение, приобретаемое участником краевой программы, должно находиться на территории муниципального образования, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.

Многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также молодые семьи: вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 19.09.2005 года; установленные представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления; имеющие одного и (или) более детей, признанные в соответствии с законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ нуждающимися в улучшении жилищных условий относятся к приоритетным категориям семей, включаемых в реестр участников краевой программы. Включение молодой семьи в настоящий реестр производится по дате постановки претендента на учет с учетом приоритетности.

Срок действия механизма доведения субсидий до молодой семьи -свидетельства на приобретение жилья составляет 6 месяцев с даты его выдачи.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, краевой суд правильно исходил из того, что на федеральном уровне Правительством Российской Федерации принято постановление от 17.09.2001 года № 675 «О федеральной целевой программе жилище» на 2002 - 2010 годы, в составе которой утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусмотрена государственная поддержка в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей, при которой возраст супругов не превышает 30-ти лет или состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 30-ти лет, и одного и более детей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставленных на соответствующий учет до 01.03.2005 года в соответствии законодательством Российской Федерации, а также имеющих доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Средства предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

Таким образом, молодые семьи, желающие принять участие в краевой программе для получения субсидий, выделяемых органом исполнительной власти Пермского края на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, не должны быть законом субъекта ограничены в условиях получения компенсаций (субсидий) на строительство или покупку жилья по сравнению с федеральным законодательством, регулирующим данные правоотношения.

Как следует из оспариваемых прокурором положений краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», утвержденной законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ, учетная норма жилья для постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий установлена в размере 12 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника краевой программы.

Между тем, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставленным на соответствующий учет до 01.03.2005 года в соответствии законодательством Российской Федерации молодым семьям, согласно решения Пермской городской думы от 30.05.2006 года № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы площади предоставления жилого помещения по договору социального найма», норма площади предоставляемого жилья в целях реализации краевой программы должна быть установлена в размере 15-ти квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи. В противном случае сокращается круг потенциальных участников названной программы.

Губернатор края не наделен полномочиями по принятию нормативного акта, устанавливающего среднюю расчетную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья как указано в пункте 10 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. Такие полномочия имеет орган местного самоуправления с учетом определения норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Данное требование касается определения размера субсидии, предоставляемой молодой семье численностью два человека как участнику краевой программы, которая составляет 30 % стоимости жилья.

Как следует из пункта 9 правил предоставления субсидий, для молодых семей, не имеющих детей, субсидия предоставляется в размере не менее 35% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с имеющимися правилами.

Суд правильно признал недействующим положение о запрете участнику краевой программы приобретать жилье у членов семьи или родственников (родителей, в том числе приемных, бабушек дедушек, братьев и сестер, в том числе сводных), в результате нарушения которого субсидии не предоставляются.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы допускает предоставление субсидий молодым семьям на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Субсидии выделяются органом исполнительной власти Пермского края на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.

Таким образом, данное ограничение, предусмотренное законом субъекта противоречит федеральной целевой программе «Жилище», и, кроме того, незаконно вторгается в область гражданско-правовых отношений и ограничивает их участников в свободе заключения договоров.

Не соответствует требованиям федерального законодательства оспариваемое положение о приобретении участником краевой программы жилья, находящегося в пределах территории муниципального образования, из средств бюджета которого перечисляются субсидии.

В подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы предусмотрено, что жилое помещение приобретается гражданами в месте, выбранном ими самостоятельно для постоянного проживания.

Таким образом, законодатель субъекта ввел дополнительные ограничения, которые также противоречат положениям закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1, согласно которому каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Также оспариваемой в настоящем деле нормой абзаца второго пункта 7.6.14 оспариваемого закона предусмотрено сокращение срока действия механизма доведения субсидий до молодой семьи до шести месяцев, тогда как срок действия механизма доведения субсидий до молодой семьи -свидетельства на приобретение жилья установлен в пределах девяти месяцев, согласно пункту 4 Правил предоставления субсидий.

Принимая во внимание изложенное, вывод суд о том, что субъектом РФ при решении указанных выше вопросов совместного ведения в отличие от федеральной программы необоснованно ограничивается круг молодых семей в Пермском крае и их правовые возможности, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым должно быть предоставлено право участия в Краевой программе следует признать обоснованным.

В части отказа прокурору в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений, содержащихся: в графе «участники программы» паспорта краевой целевой программы; в абзаце 6 пункта 1.4 и абзацах 7-12 пункта 7.5.2 краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 - 2010 годы», утвержденной законом Пермского края № 33-КЗ от 07.12.2006 года, Судебная коллегия полагает решение суда основанным на правильном применении норм материального права.

Определение критериев участников программы в оспариваемом Законе не противоречит действующим нормам федерального законодательства, поскольку содержат положения, при которых молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В федеральной целевой программе также содержится указание на то, что участником программы являются молодые семьи, которые помимо прочих условий, должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Конкретный порядок формирования списка молодых семей, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также установление приоритетных категорий молодых семей, включаемых в реестр участников Краевой программы по дате постановки претендента на учет, а также по категориям (многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ нуждающимися в улучшении жилищных условий; молодые семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 19.09.2005 года, установленные представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления; имеющие одного и (или) более детей, признанные в соответствии с законом Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ нуждающимися в улучшении жилищных условий) соответствуют Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г., согласно которым, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников программы и форма списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При данных обстоятельствах дела, оснований не согласиться с обжалуемым решением суда Судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы и кассационного представления направлены на иное толкование норм материального права применительно к обстоятельствам дела, установленным в судебном порядке и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

Решение Пермского краевого суда от 08.10.2007 года - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Пермского края, кассационную жалобу губернатора Пермского края - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 44-Г07-29

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх