Дело № 44-Г08-23

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 июня 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г08-23

от 18 июня 2008 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим Закона Пермского края от 18.12.2007 года № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Пермского краевого суда от 18 марта 2008 года.

председательствующего судей

В.Б .Хаменкова

В.П.Меркулова и Г.В.Макарова

 

установила:

 

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Пермского края N 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ссылаясь на то, что он противоречит Федеральным законам: «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Исключительными полномочиями Российской Федерации, т.е. полномочиями по регулированию и защите социальных прав гражданина, органы местного самоуправления могут наделяться только в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, а не законами субъектов РФ.

Предоставление жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является расходным обязательством Российской Федерации. В связи с этим приемом документов от граждан на получение субсидий, принятием решений об их размерах и выплатах должны заниматься исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Перераспределение указанных полномочий законами субъектов РФ органам местного самоуправления возможно только в случае, если такое право закреплено в федеральном законе, чего не усматривается в условиях состоявшегося правового регулирования Законодательным Собранием Пермского края указанного вопроса.

Решением Пермского краевого суда от 18 марта 2008 года постановлено: требования заместителя прокурора Пермского края о признании Закона Пермского края от 18.12.2007 года № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» противоречащим федеральному закону и недействующим со дня принятия оставить без удовлетворения.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.

Согласно пунктам «б», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, защита семьи, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2, 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Вывод суда о том, что Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливает правовое регулирование по вопросам совместного ведения, предусмотренным статьей 72 Конституции Российской Федерации, сделан правильно.

Предоставление жилищных субсидий гражданам в связи с их переселением и непосредственно постановка на учет этой категории граждан - это два самостоятельных государственных полномочия, которые регламентированы в статьях Федерального закона № 125-ФЗ и осуществляются в одном случае органами государственной власти Российской Федерации, в другом - органами государственной власти субъекта Российской федерации и соответственно финансируются из федерального и краевого бюджетов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К правовому регулированию на федеральном уровне отнесены размер жилищных субсидий (ст. 5), распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии в соответствии с методикой, разработаной Правительством Российской Федерации и утверждение их в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 8), порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам (ст. 10).

Исходя из содержания статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ, государственное полномочие - постановка на учет граждан является отдельным государственным полномочием субъекта Российской Федерации, соответственно субъект Российской Федерации вправе в установленном порядке наделить соответствующие органы местного самоуправления отдельным государственным полномочием.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12 2002 № 879 (в ред. постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 780) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с

переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в пунктах 3, 7 которого предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что Закон Пермского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиям по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принят в установленном порядке по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулирует передачу органам местного самоуправления только одного государственного полномочия субъекта - постановку на учет вышеуказанной категории граждан.

Закон принят с соблюдением требований, установленных статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.

Суд дал правовой анализ оспариваемым нормам, правильно сопоставив сферу их действия и предмет регулирования.

Нормы материального права применены судом правильно.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам, не отнесенным указанным законом к вопросам местного значения, осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Оспариваемые нормы закона устанавливают положения, направленные на защиту прав граждан, на соблюдение социальных гарантий, в том числе жилищных прав граждан, установленных федеральным законом для граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и не противоречат федеральному закону.

Иные доводы кассационного представления по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 18 марта 2008 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 44-Г08-23

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх