Дело № 44-Г08-24

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 июня 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г08-24

от 18 июня 2008 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермского края № 111 -ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» по кассационным жалобам Законодательного Собрания Пермского края, Губернатора Пермского края

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

председательствующего судей

В.Б .Хаменкова

В.П.Меркулова и Г.В.Макарова

 

установила:

 

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании пункта 3 статьи 29, пункта 5 статьи 31, пункта 1 статьи 37, пункта

4 статьи 46 и абзацев 1, 2 статьи 48 Закона Пермского края от 12.10.2007 года №111 -ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» недействующими со дня принятия, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Проекты бюджетов субъектов РФ и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (п. 11 ст. 145 и п.1 ст. 185 Бюджетного Кодекса РФ). В Пермском крае таким органом является Правительство Пермского края. Наделение указанными полномочиями иных исполнительных органов государственной власти настоящего субъекта РФ, а также губернатора Пермского края является незаконным.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда является одним из звеньев бюджетной системы Российской Федерации. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим органы управления Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования, созданные в качестве государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждений, не обладают исключительным правом составления проекта бюджета названного фонда (статьи 10, 171 Бюджетного Кодекса РФ).

Увеличение предельных объемов денежных средств на исполнение существующих видов расходных обязательств, предусмотренных бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете (статья 83 Бюджетного Кодекса РФ).

Отношения, связанные с размещением временно свободных средств бюджета края на банковских депозитах при условии конкурсного отбора банков, включают в себя заказ на оказание услуг для государственных нужд, поэтому их регулирование производится в соответствии с федеральным законодательством, а не законами субъектов РФ. Пункт 3 статьи 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не предоставляет возможности Правительству Пермского края принимать нормативные правовые акты по вопросам регулирования порядка размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд.

Решением Пермского краевого суда от 26 февраля 2008 года постановлено: требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в связи с противоречием федеральному закону пункт 4

статьи 46, абзацы 1 и 2 статьи 48 Закона Пермского края от 12.10.2007 года № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае».

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу в связи с противоречием федеральному закону:

- пункт 5 статьи 31 в части отнесения процедуры составления проекта бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования к исключительной прерогативе органов управления настоящего фонда;

- пункт 1 статьи 37 в части исключения права высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации -Правительства Пермского края вносить в Законодательное Собрание Пермского края не позднее первого сентября текущего года проект закона о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период с приложением указанных в данном пункте документов и материалов, Закона Пермского края от 12.10.2007 года № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае».

В остальной части заявленные заместителем прокурора Пермского края требования оставить без удовлетворения.

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявленных требований виду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно п. 5 ст. 31 Закона Пермского края № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» составление проектов бюджетов -исключительная прерогатива исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов управления Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования. Непосредственное составление проекта бюджета Пермского края осуществляет Министерство финансов Пермского края.

В соответствии с п. 2 ст. 169 БК РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов Российской Федерации

Нормами ст. 171 БК РФ предусмотрено, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что п. 5 ст. 31 Закона ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» подлежит признанию недействующим в части отнесения процедуры составления проекта бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования к исключительной прерогативе органов управления настоящего фонда.

Ссылка в кассационной жалобе Законодательного Собрания на пункт 1 статьи 145 БК РФ, регламентирующий порядок составления проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, не опровергает выводов суда, поскольку на отношения по составлению проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов действие этой нормы не распространяется, а также не содержит положения об исключительной компетенции органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в вопросах составления проектов бюджетов данных фондов.

Высший исполнительный орган государственной власти Пермского края также на основании федерального закона наделен полномочием по составлению проекта бюджета краевого ФОМС как одной из составляющих бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 1 статьи 37 Закона Пермского края № 111 -ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» Губернатор Пермского края не позднее первого сентября текущего года вносит в Законодательное Собрание Пермского края проект закона о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период с приложением следующих документов и материалов:

- основные направления бюджетной и налоговой политики Пермского края на очередной финансовый год и плановый период;

предварительные итоги социально-экономического развития Пермского края за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Пермского края за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период;

- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета) консолидированного бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период;

- пояснительная записка к проекту бюджета;

методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов, утверждаемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством исполнительными органами государственной власти, и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета Пермского края на текущий финансовый год;

- предложения о порядке индексации стипендий, заработной платы работников краевых бюджетных учреждений, денежного содержания краевых государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;

предложенные Законодательным Собранием Пермского края, Контрольно-счетной палатой Пермского края бюджетные сметы указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с Министерством финансов Пермского края в отношении указанных бюджетных смет;

- протоколы согласования Министерства финансов Пермского края с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) исходных данных для формирования расчетных показателей по проекту бюджета на очередной финансовый год и плановый период при наличии в них несогласованных вопросов;

- распределение расходов бюджета Пермского края по управленческой классификации расходов бюджета (управленческий бюджет).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» к исполнительным органам государственной власти Пермского края относятся: Правительство Пермского края - высший исполнительный орган указанной власти, министерства, агентства, инспекции Пермского края с их территориальными органами или обособленными структурными подразделениями на территории Пермского края.

При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод, что п. 1 ст. 37 Закона ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» подлежит признанию недействующим в части исключения права высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Пермского края вносить в Законодательное Собрание Пермского края не позднее первого сентября текущего года проект закона о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период с приложением указанных в данном пункте документов и материалов.

В соответствии с п. 4 статьи 46 Закона Пермского края № 111 -ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» доходы, поступающие в бюджет Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования сверх сумм, утвержденных законом о бюджете фонда на очередной финансовый и плановый период, направляются на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в части финансирования видов медицинской помощи, утвержденных в ее составе, без внесения изменений в закон о бюджете фонда, если превышение составляет не более 10-ти процентов от утвержденных годовых назначений.

В случае превышения фактически полученных доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10-ть процентов финансирование расходов бюджета Пермского краевого фонда обязательного

медицинского страхования сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете фонда, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете.

В силу п. 2 ст. 232 БК РФ доходы, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) сверх утвержденных законом (решением) о бюджете общего объема доходов, могут направляться соответствующим финансовым органом без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на замещение государственных (муниципальных) заимствований, погашение государственного (муниципального) долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.

Нормами п. 3 ст. 217 БК РФ предусмотрено, что в ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов

Таким образом, дополнительные доходы, поступающие в бюджет Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования, по правилам установленным абз. 1 п. 4 ст. 46 оспариваемого Закона Пермского края не относятся к замещению государственных заимствований или исполнению публичных нормативных обязательств в соответствии с нормами, содержащимися в статье 6 БК РФ.

В связи с этим является правильным вывод суда о том, что на погашение государственного долга (принятых на себя субъектом Российской Федерации обязательств) настоящие дополнительные доходы должны направляться при недостаточности предусмотренных бюджетных ассигнований на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, а не в любом случае, что требует обязательных изменений в закон о бюджете территориального фонда на текущий финансовый год.

В соответствии с п. 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов

расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Нормы абз.2 п.4 ст.46 оспариваемого Закона Пермского края исключают финансирование расходов бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете фонда, с начала очередного финансового года, а также обязательное существование источников дополнительных поступлений в данный бюджет с возможным сокращением бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов. Таким образом, законодательный орган государственной власти субъекта РФ установил свой порядок исполнения бюджетных обязанностей, что противоречит вышеназванным нормам Бюджетного Кодекса РФ.

Согласно абзацев 1, 2 статьи 48 Закона Пермского края № 111 -ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» целях эффективного использования временно свободных средств бюджета Пермского края может осуществляться размещение указанных средств на банковских депозитах для получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета.

Размещение временно свободных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах осуществляется на основании ежегодного конкурсного отбора уполномоченных банков. Порядок конкурсного отбора и размещения временно свободных средств бюджета Пермского края устанавливается Правительством Пермского края в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Согласно п. 1 статьи 72 Бюджетного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие настоящей статьи не распространяется на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти

субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 236 Бюджетного Кодекса РФ).

Анализ оспариваемых норм свидетельствует о том, что они предписывают размещение бюджетных средств на банковских депозитах как государственного заказа и порядок проведения конкурсного отбора по его размещению, который устанавливается Правительством Пермского края.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что правовое регулирование указанных отношений и требования, предъявляемые к его участникам, должны регламентироваться законодательством Российской Федерации, а не Законом субъекта РФ, так как законом субъекта РФ не могут быть установлены самостоятельные правила поведения для размещения бюджетных средств на банковских депозитах и отдельный порядок проведения конкурсного отбора банков.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Решение суда в остальной части не оспаривается. Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 26 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Пермского края, Губернатора Пермского края - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 44-Г08-24

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
БК РФ Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
БК РФ Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом
БК РФ Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа
БК РФ Статья 236. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх