Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 44-Г09-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 июля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г09-12

от 1 июля 2009 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.

Хаменкова В.Б.

при секретаре Холомеевой О.М.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ладейщиковой УЩ [ Я | о признании недействующими отдельных

положений Закона Пермской области № 1845-395 от 30 ноября 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» по кассационной жалобе Ладейщиковой Л.Я. на решение Пермского краевого суда от 16 марта 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя заявителя Ложкина Н.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Ладейщикова Л.Я., работающая акушеркой Ергачинского отделения муниципального медицинского учреждения «Ленская центральная районная больница» села Ленек Кунгурского муниципального района Пермского края,

обратилась в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1-3 статьи 3 Закона Пермской области № 1845-395 от 30 ноября 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг».

В обоснование заявленных требований Ладейщикова Л.Я. ссылалась на то, что оспариваемыми положениями Закона Пермской области ограничено ее право как медицинского работника на получение мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, оплате жилищно-коммунальных услуг пределами социальной нормы площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг, поскольку до 2005 года она получала указанную социальную поддержку в соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения и электроснабжения без каких-либо ограничений.

По мнению заявителя, после внесения пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года изменений в статью 63 названных Основ, пункты 1, 2 и 3 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» перестали соответствовать статье 153 названного Федерального закона, в результате чего оказались ухудшены ранее действовавшие условия социального обеспечения медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что недопустимо.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Ладейщикова Л.Я., полагая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных Ладейщиковой Л.Я. требований, суд правильно исходил из того, что с вступлением в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принцип установления системы мер социальной поддержки льготных категорий граждан, к которым относятся и медицинские работники, изменился.

В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавшей до 1 января 2005 года, работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное

предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством.

С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данная норма утратила силу.

В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 63 Основ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 63 Основ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6 статьи 63 Основ).

Пунктом 1 статьи 3 Закона Пермской области № 1845-395 от 30 ноября 2004 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что социальная поддержка граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением работников учреждений образования и педагогических работников, вышедших на пенсию, проработавших не менее 10 лет в учреждениях образования в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), при условии, что при выходе на пенсию они пользовались соответствующей льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее -пенсионеры системы образования), предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату: жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения); коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).

В силу пункта 2 статьи 3 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» размер денежной выплаты устанавливается исходя из социальной нормы площади жилого помещения, установленной законодательством Пермского края, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утверждаемых органом исполнительной власти Пермского края:

1) гражданам, проживающим по договору найма или социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, - в размере 1740 рублей в год;

2) гражданам, проживающим по договору найма и поднайма жилых помещений, находящихся в собственности физических и юридических лиц, или проживающим в жилых помещениях, находящихся у них на праве собственности, -в размере 1260 рублей в год.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» в случае если расходы граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают размеры денежной выплаты, указанные в пункте 2 настоящей статьи, им наряду с денежной выплатой дополнительно выплачивается денежная компенсация расходов, определенная согласно абзацу второму данного пункта.

При этом денежная компенсация устанавливается в размере, равном разнице между суммой расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенной исходя из полуторакратной социальной нормы площади жилого помещения, установленной законодательством Пермского края, и

нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления (за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утверждаемых органом исполнительной власти Пермского края), и размером денежной выплаты.

Проанализировав приведенные выше положения федерального и регионального законодательства, суд сделал правильный вывод о том, что положения краевого законодательства, устанавливающие льготы по оплате коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья, не свидетельствуют об ущемлении прав и свобод граждан, сокращении совокупного объема финансирования соответствующих льгот, ухудшении условий их предоставления и не противоречат федеральному законодательству.

Вывод суда о том, что действующее федеральное законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки определенным категориям работников и не устанавливает требований к объему мер социальной поддержки, предоставляемых работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъектов, является обоснованным.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению мер социальной поддержки работникам муниципальных организаций здравоохранения.

Вместе с тем, как правильно указал суд, предоставление такой поддержки органами государственной власти Пермского края работникам муниципальных организаций здравоохранения допускается федеральным законодательством в качестве дополнительной меры социальной поддержки, реализуемой за счет средств краевого бюджета.

При таких обстоятельствах меры социальной поддержки медицинским работникам в сельской местности установлены Законом Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» в соответствии с порядком, предусмотренным нормами федерального законодательства.

Кроме того, судом установлено, что совокупный объем финансирования социальных выплат работникам здравоохранения за счет средств бюджета Пермского края не только не уменьшается, но и с каждым годом увеличивается. Условия и порядок такого финансирования в настоящее время на федеральном уровне не установлены, и не изменяют тех, которые ранее действовали.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского изменения, кассационную же

Председательствующий

суда от 16 марта 2009 года оставить без . 1адейщиковой Л.Я. - без удовлетворения.

Судьи

Статьи законов по Делу № 44-Г09-12

Производство по делу

Загрузка
Наверх