Дело № 44-Г10-35

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 сентября 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г10-35

от 15 сентября 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н,Я., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемая норма Закона Пермского края неправомерно ограничивает указанных в нём лиц в праве на добычу полезных ископаемых в пределах границ их земельных участков только на глубину пяти метров и противоречит положениям ст. 19 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее - Закон о недрах), а также подп. 1 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении

заявления просит в кассационном представлении прокурор Пермского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Установлено, что 3 сентября 2009 г. принят Закон Пермского края № 484-ПК «О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых на территории Пермского края» (с последующими изменениями), официально опубликованный в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 35, 7 сентября 2009 г.

Названный акт, как указано в его преамбуле, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» и иными нормативными правовыми актами в сфере недропользования и устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространённых полезный ископаемых на территории Пермского края (ст. 1).

Согласно ст. 5 краевого Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространённых полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.

Статьёй 1 Закона о недрах предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьёй 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указанная норма устанавливает ограничения, как при добыче общераспространённых полезных ископаемых, так и при строительстве подземных сооружений.

Иное толкование закона противоречит ст. 1.2 Закона о недрах, в соответствии с которой недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.

Таким образом, недра являются исключительной собственностью Российской Федерации, а потому собственник земельного участка может осуществлять на своём земельном участке только добычу общераспространённых полезных ископаемых на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления.

Правильность применения ограничения добычи

общераспространённых полезных ископаемых на глубину до пяти метров подтверждается также подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, предусматривающим, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространённые полезные ископаемые.

Поскольку ограничение использования для своих нужд относится как к строительству подземных сооружений, так и к добыче общераспространённых полезных ископаемых, то и ограничение на глубину до пяти метров следует относить к обоим видам разрешённых ст. 19 Закона о недрах действий собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Суть ограничений по ведению взрывных работ и пятиметровой глубины добычи общераспространённых полезных ископаемых заключается в обеспечении безопасности при осуществлении добычи общераспространённых полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или

другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационном представлении.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевогОл суда от 14 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационное преставление прокурора Пермского края - без удовлетворения.

Председател ьствующи ? Судьи

Статьи законов по Делу № 44-Г10-35

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх