Дело № 44-Г11-41

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 декабря 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г11-41

от 14 декабря 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Алёшиной П.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим постановления Правительства Пермского края от 11 апреля 2011 г. № 174-п «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Пермского края» по кассационной жалобе правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 6 октября 2011 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей правительства Пермского края Шуляка В.И. и Постниковой М.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

11 апреля 2011 г. Правительством Пермского края принято постановление № 174-п «Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Пермского края», опубликованное в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 18 апреля 2011 г., № 15.

Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим этого акта, указывая на то, что он противоречит федеральному законодательству и принят с превышением полномочий.

Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Пермского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного решения.

Суд, признавая недействующим указанный выше акт, исходил из вывода о том, что он противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и принят с превышением полномочий, предоставленных законодательством высшему исполнительному органу государственной власти Пермского края. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. При этом основные направления социально-экономического развития Пермского края закрепляются в стратегии социально-экономического развития Пермского края и программе социально-экономического развития Пермского края, принятие которых, в свою очередь, относится к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации -Законодательного Собрания Пермского края. Данные полномочия в установленном законом порядке высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Правительства Пермского края не переданы.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правоотношения в указанной выше сфере на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» (далее -

постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подп. 69 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определённого товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

При этом законодательно закреплено разграничение полномочий органов государственной власти указанного публично-правового образования.

Так, в силу подп. «б» п. 2 ст. 21 данного акта высший исполнительный орган государственной власти разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подп. «г» п. 2 ст. 5 этого же акта законом субъекта Российской Федерации утверждаются программы социально-экономического развития данного публично-правового образования.

Статьёй 23 упомянутого выше Федерального закона определено, что данные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Полномочие, о котором возник спор, нашло своё отражение и в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 6).

На основании ст. 19 названного акта нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчёта указанных нормативов, утверждённой Правительством Российской Федерации (ч. 2). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и

муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов (ч. 3).

Пунктами 2 и 3 Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754, отмечено, что такие нормативы устанавливаются по каждому субъекту Российской Федерации и входящим в его состав муниципальным районам и городским округам и разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчёта нормативов согласно приложению к названному акту и утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Из системного толкования приведённых положений следует, что при осуществлении деятельности в сфере государственного регулирования торговой деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утверждение указанных нормативов производится законодательным (представительным) органом власти в составе документов, разработанных высшим исполнительным органом государственной власти и определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

К такому же выводу пришёл суд, проанализировав положения Устава Пермского края (ч. 2 ст. 27), Законов Пермского края от 6 марта 2007 г. № 8-ПК «О Законодательном Собрании Пермского края» (ч. 1 ст. 4), от 2 апреля 2010 г. № 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края» (п. «в» ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 4, чч. 1, 2 и 5 ст. 5).

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 6 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную экалрбу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующие Судьи

Статьи законов по Делу № 44-Г11-41

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх