Дело № 44-Г11-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г11-7

от 30 марта 2011 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый в части краевой акт противоречит требованиям Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку предусматривает установление квалификационных требований для ведущей группы должностей муниципальной службы к уровню образования и стажу муниципальной службы в виде наличия среднего профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет.

Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Законодательное Собрание Пермского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Правоотношения в области муниципальной службы на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьёй 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ предусмотрено обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Приведённая правовая норма отражена и в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из положений Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учётом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 8). Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с квалификацией должностей муниципальной службы (ч. 2 ст. 9).

Установлено, что 4 мая 2008 г. принят Закон Пермского края № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» (далее - Закон Пермского края о муниципальной службе), опубликованный в печатном издании «Российская газета» от 14 мая 2008 г., № 101.

Пунктом «в» ч. 3 ст. 5 данного документа предусмотрено, что для замещения ведущей группы должностей муниципальной службы устанавливаются типовые квалификационные требования:

- наличие высшего профессионального образования, наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет или наличие среднего специального профессионального образования со стажем работы по специальности не менее пяти лет.

К ведущим должностям муниципальной службы края разделом II подраздела 1 Реестра должностей муниципальной службы, утверждённого Законом Пермского края от 1 июля 2009 г. № 465 -ПК, отнесены начальник (заведующий) сектора в составе аппарата представительного органа муниципального образования, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе аппарата представительного органа муниципального образования, начальник (заведующий) отдела, сектора в составе управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования, начальник (заведующий) сектора в составе отдела, консультант, референт.

Подразделом II этого же акта к ведущим должностям муниципальной службы отнесены начальник самостоятельного сектора, заместитель начальника (заведующего) самостоятельного отдела, инспекции, заместитель начальника управления в составе департамента, начальник инспекции в составе аппарата администрации муниципального образования, начальник (заведующий) отдела, сектора в составе комитета, управления, департамента,

аппарата администрации муниципального образования, аппарата администрации района в городском округе, руководитель пресс-службы, заместитель начальника (заведующего) отдела в составе комитета, управления, департамента, аппарата администрации муниципального образования, начальник (заведующий) сектора в составе отдела, консультант, пресс-секретарь главы администрации муниципального образования, помощники глав администрации муниципального образования и района, референт.

Пунктом 4 ст. 3 оспариваемого акта с учётом квалификационных требований установлено следующее соотношение: ведущие должности муниципальной службы - старшие должности гражданской службы края.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Пермского края от 7 декабря 2006 г. № 34-КЗ «О государственной гражданской службе» квалификационные требования к должностям гражданской службы края по уровню профессионального образования определяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит требование наличия высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Сравнительный анализ п. «в» ч. 3 ст. 5 Закона Пермского края о муниципальной службе с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование, устанавливающее иные квалификационные требования к ведущим должностям муниципальной службы края, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 20 января 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Пермского края - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 44-Г11-7

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх