Дело № 45-АПГ12-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 июля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №45-АПГ12-3

от 4 июля 2012 года

 

председательствующего - Хаменкова В.Б.,

при секретаре Завражнове М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Микрюкова [скрыто] i на решение

Свердловского областного суда от 28 марта 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления Микрюкова H.A. о признании незаконными и отмене в части постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 08 декабря 2011 г. № 32/212 «О заявлениях Жириновского [скрыто] и Микрюкова [скрыто] в

Избирательную комиссию Свердловской области» и постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 13 декабря 2011 г. № 33/214 «О передаче мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Микрюкова H.A., его представителя по доверенности Сенцовой СВ., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Избирательной комиссии Свердловской области Буртова И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

04 декабря 2011 г. состоялись досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.

Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области (далее - Избирательная комиссия) от 07 декабря 2011 г. № 31/208

«О результатах досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу» Микрюков H.A. в числе других признан избранным депутатом Законодательного Собрания Свердловской области из списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Свердловское отделение ЛДПР».

Избирательной комиссией 08 декабря 2011 г. постановлением № 32/212 «О заявлениях Жириновского [скрыто] и Микрюкова

[скрыто]. в Избирательную комиссию Свердловской области»

отменено решение о признании указанных лиц избранными депутатами Законодательного Собрания Свердловской области.

13 декабря 2011 г. Избирательной комиссией постановлением № 33/214 депутатские мандаты переданы соответственно Торощину И.А. и Сизову Д.В. с учётом очерёдности внутри списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутого избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Микрюков H.A., полагая приведённые постановления Избирательной комиссии незаконными, обратился в Свердловский областной суд с заявлением о их отмене в части, касающейся его.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в нарушение требований, содержащихся в статье 95 Избирательного кодекса Свердловской области, не был извещён Избирательной комиссией в течение суток со дня принятия решения об избрании депутатом.

Указывал, что заявление об отказе от получения депутатского мандата не подписывал, в Избирательную комиссию не подавал и никому не поручал это сделать.

Также полагал, что уполномоченный представитель избирательного объединения, который представил документы в Избирательную комиссию, не обладал такими полномочиями.

Решением Свердловского областного суда от 28 марта 2012 г. Микрюкову H.A. отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Микрюков H.A. просит решение суда первой инстанции отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам и требованиям действующего законодательства..

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Свердловской области, Избирательной комиссией, Свердловским региональным отделением «Либерально-демократической партии России» и Сизовым Д.В. поданы возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований к отмене решения суда.

На основании пункта 1 статьи 95 Избирательного кодекса Свердловской области избирательная комиссия, организующая соответствующие выборы, на основании протокола о результатах выборов в избирательном округе принимает решение о признании кандидата избранным и извещает его об этом в течение суток со дня принятия указанного решения.

Между тем ни федеральное законодательство, ни законодательство Свердловской области не содержит норм, устанавливающих форму и порядок извещения кандидата о его избрании и обязывающих избирательную комиссию лично его извещать.

Из материалов дела усматривается, что заседание Избирательной комиссии 07 декабря 2011 г., на котором были приняты постановления «О результатах досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу» и «Об установлении общих результатов досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области 4 декабря 2011 года», транслировалось в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Указанные постановления были опубликованы в официальном печатном органе - «Областной газете» и на официальном сайте Избирательной комиссии.

Кроме того, согласно положениям, закреплённым в статье 93 Избирательного кодекса Свердловской области, избирательная комиссия представляет для ознакомления итоги голосования, результаты выборов доверенным лицам избирательных объединений.

06 декабря 2011 г. Избирательной комиссией в адрес координатора Свердловского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» было направлено уведомление о том, что избирательное объединение примет участие в распределении четырёх депутатских мандатов в Законодательном Собрании Свердловской области, из списка кандидатов избранным депутатом указан и Микрюков H.A.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что извещение Микрюкова H.A. через выдвинувшее его избирательное объединение, а также путём опубликования информации о результатах выборов в официальном печатном издании и сети Интернет является надлежащим и достаточным.

Судебная коллегия также находит правильным суждение суда первой инстанции о том, что Микрюков H.A. выразил волеизъявление на отказ от депутатского мандата.

В силу пункта 1 статьи 36 Избирательного кодекса Свердловской области уполномоченные представители избирательных объединений назначаются в том числе для представления в комиссии документов.

Суд первой инстанции правомерно отметил, что избирательное законодательство не содержит норм, согласно которым заявление об отказе от депутатского мандата избранный кандидат обязан представить в комиссию лично.

Учитывая, что Микрюков H.A. являлся депутатом, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», то уполномоченный представитель избирательного объединения «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» обладал правом обращения в комиссию с заявлением от его имени и по его поручению.

Право уполномоченного представителя избирательного объединения на предоставление документов в интересах избирательного объединения подтверждается доверенностью, оформленной и заверенной надлежащим образом.

При этом суд правильно принял во внимание то обстоятельство, что Микрюковым H.A. факт собственноручного, а также добровольного написания заявления об отказе от депутатского мандата не оспаривается.

Согласно пункту 6 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Таким образом, о действительности волеизъявления на отказ от депутатского мандата свидетельствует и факт того, что Микрюков H.A. в Избирательную комиссию в установленные сроки документы об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, не представил, с какими-либо заявлениями, свидетельствующими об обратном, не обращался.

В связи с изложенным следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействующим и подлежащим отмене в части постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 08 декабря 2011 года № 32/212 «О заявлениях Жириновского [скрыто] и Микрюкова [скрыто] АЩ

в Избирательную комиссию Свердловской области».

Согласно пункту 2 статьи 96 Избирательного кодекса Свердловской области в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные

гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного Собрания Свердловской области, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата депутата Законодательного Собрания Свердловской области кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов, включённых в территориальную группу кандидатов, что и депутат Законодательного Собрания Свердловской области, чьи полномочия прекращены досрочно.

Вопрос о передаче депутатского мандата в связи с выбытием Микрюкова H.A. являлся предметом обсуждения руководящего органа политической партии и регионального отделения политической партии, решение которого не обжаловалось в установленном законом порядке, и, как правильно отмети суд, избирательная комиссия не вправе вмешиваться в деятельность политической партии.

При таком положении является правильным вывод суда о законности постановления Избирательной комиссии от 13 декабря 2011 г. № 33/214 «О передаче мандатов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области кандидатам в депутаты, состоящим в зарегистрированном списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением «Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований не опровергают и не являются основанием для отмены по существу правильного решения суда, аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой в решении дана правильная оценка.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Свердловского областного суда от 28 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Микрюкова H.A. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 45-АПГ12-3

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх