Дело № 45-АПГ12-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 февраля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №45-АПГ12-8

от 6 февраля 2013 года

 

[скрыто] на решение Свердловского областного суда от 1 ноября

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Губернатора Свердловской области Шахматова В.В., просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Султанов [скрыто] обратился в суд с заявлением о признании

противоречащим пункту 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также пункту 3 статьи 1 и пунктам 2, 6, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и недействующим подпункта 1 пункта 18 Положения о порядке и условиях признания государственного гражданского

служащего Свердловской области нуждающимся в улучшении жилищных условий, учёта государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счёт средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления указанной субсидии и определения её размера, утверждённого указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 года № 592-УГ (в редакции указа губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года № 115 7-У Г), изложенного в следующей редакции:

«.. .служащий снимается с учета служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае прекращения служащим государственной гражданской службы, за исключением прекращения государственной гражданской службы в случаях, указанных в пункте 8 настоящего Положения».

Заявление мотивировано нарушением прав Султанова Р.Х. на жилище в связи с увольнением его по сокращению с государственной гражданской службы Свердловской области на основании оспариваемой нормы и в последствии с незаконным снятием с учёта служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии). По утверждению заявителя, право на получение субсидии должно сохраняться после увольнения с государственной гражданской службы по сокращению в силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

По мнению Султанова Р.Х., оспариваемое положение охватывается и Жилищным кодексом Российской Федерации, так как смысл очередности -обеспечение жильём государственного служащего: либо получение жилья в натуре, либо получение субсидии на приобретение жилья. Это действие связано с правоотношением между государством и государственным служащим, даже если это лицо уволено по причинам, не связанным с личностью и волей гражданина.

Губернатор Свердловской области, возражая против удовлетворения заявленных требований, полагал, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в полном соответствии с действующим законодательством; права заявителя на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, не нарушает, поскольку устанавливает дополнительные гарантии гражданам, состоящим на государственной службе.

Участвующий в деле прокурор заявление Султанова Р.Х. не поддержал.

Решением Свердловского областного суда от 1 ноября 2012 года Султанову Р.Х. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Султанов Р.Х. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Губернатора Свердловской области (по доверенности) Трофимовой Н.А поданы возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для отмены решения.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (статьи 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Отказывая Султанову Р.Х. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не усмотрел противоречия статье 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1039-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пункту 3 статьи 1 и пунктам 2, 6, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации оспариваемой заявителем региональной правовой нормы, указав, в частности, в решении на неприменимость названных федеральных норм, поскольку предоставление субсидии в качестве дополнительной государственной гарантии обусловлено самостоятельным правовым регулированием отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, а также правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих.

Такой вывод основан на правильном толковании материального права, регулирующего спорное правоотношение.

В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1039-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключёнными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы (статья 13).

Как видно, указанная гарантия имеет двойственную юридическую природу. Являясь элементом статуса безработного, в то же время она характеризует правовое положение увольняемого работника организации.

Между тем, в дальнейшем введение в действие Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе

Российской Федерации», предмет регулирования которого составляют отношения, связанные с поступлением на государственную службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, фактически установило специальное регулирование прав и обязанностей государственных служащих, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также гарантий государственного гражданского служащего в том числе и при его увольнении.

Так, в силу статей 13, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 52, 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральный законодатель, возлагая на представителя нанимателя обязанность предоставлять государственному гражданскому служащему государственные социальные гарантии, одновременно данным Федеральным законом предусмотрел и ряд гарантий для гражданских служащих, в том числе и дополнительных.

Поэтому суд справедливо при вынесении решения руководствовался статьёй 53 названного Федерального закона, в соответствии с которой при определённых условиях, регламентированных этим же Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, гражданским служащим может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанной статьи Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»).

Согласно подпункту «д» пункта 19 названных Правил гражданский служащий снимается с учёта для получения единовременной выплаты в случае увольнения с гражданской службы (исключение составляют лишь случаи, установленные пунктом 8 этих же Правил).

Субъектам Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Правительством Российской Федерации рекомендовано учитывать положения данных Правил (пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»).

Анализ приведённых федеральных норм приводит к выводу о том, что

право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения имеют государственные служащие в период прохождения ими государственной службы, а не после увольнения со службы, как считает заявитель.

Иное толкование означало бы умаление сути этой дополнительной гарантии как средства обеспечения правовой и социальной защищённости именно государственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Из текста Положения о порядке и условиях признания государственного гражданского служащего Свердловской области нуждающимся в улучшении жилищных условий, учёта государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счёт средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления указанной субсидии и определения её размера, утверждённого указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 года № 592-УГ (в редакции указа губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года № 115 7-У Г), следует, что его принятие направлено на исполнение статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; оспариваемое заявителем условие снятия с учёта государственных служащих для получения субсидии на приобретение жилого помещения установлено с учётом рекомендаций выше названного постановления Правительства Российской Федерации и не отменяет и не изменяет гарантированную статьёй 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» возможность гражданина, состоящего на государственной гражданской службе на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения, и следовательно, у суда нет оснований для выводов о нарушении прав государственных гражданских служащих Свердловской области оспариваемой нормой.

В апелляционной жалобе Султанов Р.Х. настаивает на применении по настоящему делу положений Жилищного кодекса.

Исходя из целевой направленности предмета регулирования оспариваемого заявителем указа Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 года № 592-УГ (в редакции указа губернатора Свердловской области от 22 декабря 2009 года № 1157-УГ) и юридической сущности жилищного правоотношения (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что предоставление рассматриваемой субсидии не охватывается объёмом жилищных правоотношений.

Доводы заявителя о нарушении принципа равенства граждан (государственных служащих) оспариваемой им правовой нормой также несостоятельны, поскольку каких-либо различий в механизме реализации права государственного гражданского служащего на получение субсидии на приобретение жилого помещения для одной и той же категории граждан не устанавливается, что в полной мере согласуется с положениями части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой, равенство всех перед законом и судом означает, не что иное, как одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретённых прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Свердловского областного суда от 1 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Султанова Р [скрыто] - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи!

Статьи законов по Делу № 45-АПГ12-8

Статья 19. Все равны перед законом и судом
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЖК РФ Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх