Дело № 45-Г11-37

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 августа 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №45-Г11-37

от 10 августа 2011 года

 

председательствующего Борисовой Л.В.,

при секретаре Птицыной Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Свердловской области и кассационную жалобу законодательного собрания Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 23 мая 2011 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Свердловской области: признаны недействующими пункты 2 и 3 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» в части слов «имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A.; объяснения представителя законодательного собрания Свердловской области Пенигина В.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, и представителя губернатора Свердловской области Каменской Н.В., посчитавшей решение суда законным и обоснованным; заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Титовой A.A., поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Свердловской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

16 ноября 2004 года областной думой законодательного собрания Свердловской области принят, 23 ноября 2004 года палатой представителей законодательного собрания Свердловской области одобрен, 25 ноября 2004 года губернатором Свердловской области подписан закон Свердловской области № 191-03 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области».

Пунктом 2 статьи 2 названного закона установлены меры социальной поддержки для имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, подвергшихся в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод (включая реабилитированных лиц, которые, будучи детьми, находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении), имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, необоснованно помещавшихся по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, а также имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, которые, будучи детьми, остались в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Одной из таких мер согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 2 закона является бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства.

Пунктом 3 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 установлены меры социальной поддержки для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами.

Прокурор Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 в части слов «имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами» и подпункта 4 пункта 2 статьи 2 этого закона в части слов «по месту жительства».

В обоснование заявления прокурор указал, что пунктами 2 и 3 статьи 2 закона установлен иной по сравнению с федеральным законодательством (статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий») круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

В частности, меры социальной поддержки установлены только для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами, тогда как из содержания статьи 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» следует необходимость обеспечения мерами социальной поддержки всех реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вне зависимости от наличия у них статуса инвалида или пенсионера.

Установленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 положение о предоставлении реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, бесплатной медико-социальной помощи в виде изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства противоречит, по мнению прокурора, абзацу 2 статьи 17 и абзацу 1 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закрепляющим право граждан Российской Федерации на получение медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения вне зависимости от места жительства.

Решением Свердловского областного суда от 23 мая 2011 года заявление прокурора удовлетворено частично: признаны недействующими в части слов «имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами» пункты 2 и 3 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области»; в части признания недействующим подпункта 4 пункта 2 статьи 2 указанного закона отказано.

В кассационном представлении прокурора Свердловской области ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении его заявления по подпункту 4 пункта 2 статьи 2 закона и принятии в этой части нового решения о признании указанного подпункта противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части слов «по месту жительства».

В кассационной жалобе законодательного собрания Свердловской области ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявления прокурора по пунктам 2 и 3 статьи 2 закона и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявления прокурора по подпункту 4 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц,

признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области».

Статья 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Как следует из преамбулы названного Закона, его целью является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Таким образом, право на получение мер социальной поддержки обусловлено именно применением политических репрессий, подвергшись которым лицо вправе рассчитывать на получение от государства компенсаций независимо от своего возраста и состояния здоровья.

Проанализировав нормы пунктов 2 и 3 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» и установив, что в соответствии с ними меры социальной поддержки предоставляются только реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся инвалидами и (или) пенсионерами, суд пришел к правильному выводу о сужении законодателем Свердловской области установленного Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и наличии в связи с этим оснований для признания названных выше норм противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по подпункту 4 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03, поскольку он сделан с нарушением норм материального права.

Как уже указывалось, статья 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусматривает, что с 1 января 2005 года расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки

реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ указывает на недопустимость снижения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уровня социальной поддержки, существовавшего в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года.

Согласно статье 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции 2003 года, действовавшей до 1 января 2005 года, реабилитированные лица имели право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов) вне зависимости от места жительства.

В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, в которую входит в том числе зубопротезная помощь (абзац 1). Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Статья 17 названных Основ предусматривает, что охрана здоровья граждан обеспечивается государством независимо от места жительства.

Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что реабилитированные лица имеют право на получение зубопротезной помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения вне зависимости от места жительства.

Изложенное свидетельствует об обоснованности доводов кассационного представления прокурора и необходимости признания нормы абзаца 4 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03, предусматривающей бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов для реабилитированных лиц в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства, противоречащей федеральному законодательству и недействующей.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Свердловского областного суда от 23 мая 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Свердловской области по подпункту 4 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-03 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» и принять в этой части новое решение о признании подпункта 4 пункта 2 статьи 2 закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года

№ 191-ФЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» в части слов «по месту жительства» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу; в остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 45-Г11-37

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх