Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: +7 905 942-69-48


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 46-АПГ13-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 июля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №46-АПГ13-7

от 17 июля 2013 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре А.М.Строилове

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Емельянова [скрыто] о признании противоречащим федеральному

законодательству и недействующим нормативного правового акта по апелляционной жалобе ОАО «Самарагаз» на решение Самарского областного суда от 22 марта 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенности ОАО «Самарагаз» С.А. Ланцевича и Е.В. Сенцова, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Емельянов О.И. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 195 от 16.08.20012 «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» в части примечания, указав, что является собственником комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире, в которой никто не зарегистрирован, услуги по газоснабжению он оплачивает в адрес ОАО «Самарагаз» по нормативу, т.к. индивидуальный прибор учета газа в квартире отсутствует.

Норматив потребления газа с 01.09.2012 года был увеличен в 2,5 раза на

основании приказа Минэнерго и ЖКХ Самарской области № 195. В соответствии с примечанием к данному приказу, при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и/или газовых водонагревателей в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан, расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области - 2,5 человека.

Заявитель указал, что данное приложение к приказу № 195 нарушает его права, т.к. было принято Минэнерго и ЖКХ Самарской области с нарушением требований Постановления Правительства РФ № 373 от 13.06.2006 года «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования в полном объеме по изложенным выше мотивам.

Представители министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ОАО «Самарагаз» заявленные Емельяновым О.И. требования не признали, ссылаясь на то, что Приказ был принят в пределах полномочий министерства, в соответствии с действующим законодательством.

Решением Самарского областного суда от 22 марта 2013 года требования Емельянова О.И. удовлетворены, признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу примечание к приложению к Приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.08.2012 года № 195 «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа».

В апелляционной жалобе ОАО «Самарагаз» ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Как установлено ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (ст. 16 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов

потребления коммунальных услуг. Кроме того, данным Постановлением установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

В приложении к Правилам содержится формула № 11, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях.

Правительством Российской Федерации 13.06.2006 года принято Постановление № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением.

Указанные нормы для каждого субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению. В приложении установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа для каждого из субъектов Российской Федерации, в том числе и для Самарской области.

В Постановлении № 373 определено, что методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации, а методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета утверждена приказом Министерства регионального развития РФ № 83 от 13.07.2006 года.

Согласно разделу 1, данная методика предназначена для расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении норм потребления природного газа населением руководствуются настоящей методикой.

В соответствии с методикой нормы (объем) потребления газа населением устанавливаются расчетным методом (теплотехническим расчетом) по следующим направлениям его использования: приготовление; приготовление пищи и горячей воды при наличии газового водонагревателя; приготовление горячей воды при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное отопление жилых помещений; отопление бань, теплиц и гаражей; содержание животных и домашней птицы в личном подсобном хозяйстве.

Разрешая заявленное требование, суд установил, что в соответствии с Положением о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 337 от 13.07.2011 года, к полномочиям министерства относится, в том числе утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области.

С учетом изложенного, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принят приказ № 195 от 16.08.2012 года «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа», опубликованный 22.08.2012 года.

Из приказа № 195 усматривается, что нормы и нормативы потребления природного газа населением, при отсутствии приборов учета газа, установлены Министерством расчетным методом, исходя из направления использования газа, и приведены в приложении к Приказу, в котором также имеется примечание, которое и оспаривает заявитель:

«При наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и/или газовых водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты на пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Самарской области (2,5 чел.)».

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения), достаточно четко определил границы полномочий субъекта по данному вопросу, поэтому определяя нормативы потребления газа, орган государственный власти субъекта должен руководствоваться Постановлениями Правительства РФ № 306 и № 373, а также Методикой расчета, утвержденной приказом министерства регионального развития РФ № 83, которые определяют порядок установления нормативов и требования к их формированию.

Также установлена конкретная формула № 11 по расчету норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях, которая не содержит такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи, т.е. нормативы потребления, устанавливаются исходя из расчета на 1 потребителя.

Учитывая требования Постановлений Правительства РФ № 306, № 373, Приказа министерства регионального развития РФ № 83, суд обоснованно пришел к выводу о том, что примечание к Приказу № 195 не устанавливает норматив потребления коммунальной услуги, а представляет собой установленный Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядок расчета коммунальной услуги в определенном случае. Тогда как данный вопрос находится в ведении органов государственной власти Российской Федерации, что прямо вытекает из норм Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеперечисленных нормативных актов.

При таком положении суд правомерно пришел к выводу о том, что министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утверждая оспариваемое примечание к Приказу № 195, превысило свои полномочия.

На основании изложенного, суд считает, что в силу ст.253 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения требований Емельянова О.И., поскольку приказ № 195 от 16.08.2012 года «Об утверждении норм и нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» в части примечания противоречит федеральному законодательству, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области при издании данного приказа превысило пределы своих полномочий. При изложенных обстоятельствах усматривается нарушение прав заявителя, обязанного к уплате коммунальных услуг, оплата которых должна взиматься в соответствии с установленным законом порядком.

Суд также правильно указал в решении о том, что доводы представителей министерства о том, что у заявителя имеется право установить счетчик, либо в случае отсутствия проживающих в жилом помещении, отключить газовое оборудование, расторгнув договор, равно как и довод о неисполнении им обязанности сообщать о количестве лиц, проживающих в комнате, не могут свидетельствовать о правомерности примечания, в данном случае не имеют правового значения.

Не свидетельствуют и о правомерности оспариваемого примечания доводы представителей заинтересованного лица о том, что предусмотрен дифференцированный подход к установлению нормативов. Поскольку в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, определение нормативов газоснабжения действительно производится дифференцированно, но в Правилах при этом четко определено в зависимости от чего: от направлений использования газа, а также при наличии различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, климатических условий.

Доводы в апелляционной жалобе по существу сводятся к тем же доводам, что и в суде первой инстанции, которые уже были предметом рассмотрения суда, и они не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Самарского областного суда от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Самарагаз» на решение Самарского областного суда от 22 марта 2013 года - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 46-АПГ13-7

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЖК РФ Статья 16. Виды жилых помещений
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

Производство по делу

Загрузка
Наверх