Дело № 46-Г07-21

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 августа 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №46-Г07-21

от 1 августа 2007 года

 

Российской Федерации

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А., Соловьева В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Самарского регионального отделения Политической Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» и Самарского регионального отделения Политическая Партия «Союз правых сил» об отмене решения Самарского областного суда от 2 мая 2007 года, которым оставлены без удовлетворения заявления Самарского регионального отделения Политической Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» и Самарского регионального отделения Политическая Партия «Союз правых сил» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 10 ст. 1 Закона Самарской области № 142-ГД от 21.11.06г. «О внесении изменений в Закон Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., объяснения представителей Самарского регионального отделения Политической Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» и Самарского регионального отделения Политическая Партия «Союз правых сил» Афанасьева П.А., Прохорова В.Ю., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителей Правительства и Губернатора Самарской области Бочкарева В.А., Цапаевой А.Б., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение ставить без изменения, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

пунктом 10 статьи 1 Закона Самарской области от 22 ноября 2006 года № 142-ГД внесены изменения в Закон Самарской области от 10 июля 2003 года № 64-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», а именно, статья 60 (Методика пропорционального распределения депутатских мандатов) данного регионального Закона изложена в следующей редакции:

«1. Избирательная комиссия Самарской области подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по общеобластному избирательному округу, отдельно по каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатаских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными пунктом 8 статьи 59 настоящего Закона.

2. Число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей) начиная с двух до числа депутатских мандатов, распределяемых по общеобластному избирательному округу. Полученные по всем спискам кандидатов частные располагаются по убывающей (в случае равенства числовых значений нескольких частных первым становится частное списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей). Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых мандатов, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов.

3. После распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, производится распределение депутатских мандатов внутри каждого списка кандидатов в порядке очередности размещения кандидатов в этом списке.

4. Если список кандидатов в соответствии с пунктом 4.1 статьи 25 настоящего Закона разбивается на общеобластную и внутриобластные части, депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят в первую очередь кандидатам, включенным в общеобластную часть списка кандидатов в порядке очередности их размещения в указанном списке.

Если после передачи депутатских мандатов кандидатам, включенным в общеобластную часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка кандидатов между внутриобластными частями списка кандидатов в следующем порядке:

определяется число голосов избирателей, полученных списком кандидатов в каждой из территорий, которым соответствуют внутриобластные части списка кандидатов;

вычисляется процентная доля числа голосов, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, в общем числе голосов избирателей, принявших участие в голосовании на территории, которая соответствует внутриобластной части списка кандидатов. При равенстве

указанных долей преимущество отдается той внутриобластной части списка кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей;

внутриобластные части соответствующего списка кандидатов располагаются в порядке убывания доли, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, и получают поочередно по одному депутатскому мандату.

5. Оставшиеся после совершения указанных в пункте 4 настоящей статьи действий нераспределенными депутатские мандаты передаются внутриобластным частям списка кандидатов, в которых остались кандидаты, не получившие депутатские мандаты, в соответствии с очередностью внутриобластных частей списка кандидатов, установленной на основании абзаца пятого пункта 4 настоящей статьи.

6. В случае если после распределения депутатских мандатов кандидат отказался его принять или если кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата Думы полномочия, а также если депутатский мандат оказался вакантным в силу иных оснований, указанный депутатский мандат передается первому в порядке очередности кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов. Если в соответствии с пунктом 4.1 статьи 25 настоящего Закона список кандидатов был разбит на общеобластную и внутриобластные части, указанный депутатский мандат передается первому в порядке очередности кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов, включенному в общеобластную часть списка кандидатов (в ту же внутриобластную часть списка кандидатов), в которую был включен кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в общеобластной части списка кандидатов (в соответствующей внутриобластной части списка кандидатов) отсутствуют кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между внутриобластными частями того же списка кандидатов в соответствии с очередностью внутриобластных частей списка кандидатов, установленной на основании абзаца пятого пункта 4 настоящей статьи.

7. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов не окажется кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до выборов депутатов Думы следующего созыва».

Самарское региональное отделение Политической Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» и Самарское региональное отделение Политическая Партия «Союз правых сил» просили признать недействующей данную норму, сославшись на ее противоречие преамбуле, пункту «в» части 1 статьи 32 Федерального закона «О политических партиях», статье 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В обоснование заявлений указали, что в оспариваемой норме в завуалированной форме избирательному списку, получившему наибольшее количество голосов избирателей, независимо от результатов других избирательных списков, только на основании указанной выше методики,

заранее предоставляется дополнительный депутатский мандат, который согласно новой методике подсчета отнимается у избирательных списков набравших наименьшее количество голосов, но преодолевших избирательный барьер в 7% и допущенных к распределению депутатских мандатов, что свидетельствует о нарушении гарантированного федеральным законодательством принципа равного права кандидатов, в том числе и при распределении депутатских мандатов. В частности по результатам выборов в Самарскую Губернскую Думу СРО ГШ «Союз правых сил» в результате распределения мандатов по данной методике лишилось одного мандата.

Полагали, что оспариваемая норма была принята Самарской Губернской Думой с превышением своих полномочий, поскольку правом устанавливать дополнительные преимущества в виде дополнительных депутатских мандатов федеральным законом, региональный законодатель не наделен.

Самарская Губернская Дума, Губернатор Самарской области, требования не признали, указав на то, что действующим федеральным законодательством определяются лишь общие условия формирования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации применительно к системе пропорционального представительства. Регулирование правоотношений, связанных с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определить методику распределения мандатов между списками кандидатов при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти регионального уровня. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» не устанавливает какого-либо конкретного вида (типа) смешанной (пропорциональной) избирательной системы, в соответствии с которой должны проводиться выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, закон субъекта Российской Федерации может предусматривать применение одного из множества видов пропорциональных избирательных систем.

Против удовлетворения заявлений возражала также избирательная комиссия Самарской области. Представитель Избирательной комиссии Самарской области Аникин Н.Е. в судебном заседании пояснил, что при голосовании и подсчете голосов на избирательных участках, в округах каких-либо нарушений законодательства о выборах, которые могли бы повлиять на волеизъявление избирателей, допущено не было, голосование было организовано в соответствии с требованиями федерального законодательства и Закона Самарской области, каждому было обеспечено право свободно определить свое волеизъявление, результаты выборов по общеобластному избирательному округу и о распределении депутатских мандатов никем не оспорены. Федеральное законодательство не регулирует подсчет и распределение

голосов при пропорциональной избирательной системе, так как этот вопрос отнесен к компетенции субъектов Российской Федерации.

Решением Самарского областного суда от 2 мая 2007 года в удовлетворении заявлений Самарского регионального отделения Политической Партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» и Самарского регионального отделения Политическая Партия «Союз правых сил» отказано.

В кассационных жалобах поставлен вопрос об отмене решения. Суть доводов сводится к нарушениям норм процессуального и материального права.

Относительно кассационных жалоб Самарской Губернской Думой, Губернатором Самарской области, избирательной комиссией Самарской области поданы возражения.

Изучив доводы кассационных жалоб, проверив материалы дела, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

Отказывая в удовлетворении заявлений, суд правильно исходил из того, что предмет правового регулирования оспариваемого положения составляют общественные отношения, связанные с формированием законодательного (представительного) органа Самарской области, а именно, определяется вариант пропорциональной системы распределения депутатских мандатов между списками кандидатов при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти регионального уровня.

По смыслу статей 11, 35, 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» методика пропорционального распределения депутатских мандатов при проведении выборов депутатов законодательных /представительных/ органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом федеральное законодательство в области избирательного права не устанавливает каких-либо требований относительно выбора конкретного варианта методики пропорционального распределения депутатских мандатов между депутатами, преодолевшими установленный законом субъекта Российской Федерации заградительный барьер, так и внутри списка кандидатов, допущенного к такому распределению.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный Закон, подлежащий применению, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан и правильный вывод о непротиворечии федеральному законодательству оспариваемой заявителями нормы.

Доводы кассационных жалоб, сводящиеся к тому, что оспариваемое положение нарушает принцип равенства кандидатов, не состоятельны.

Из анализа этой нормы усматривается, что ее требования обязательны к исполнению в равной степени всеми политическими партиями, преодолевшими 7% барьер, что согласуется с требованиями статьи 39 Федерального Закона «Об основных гарантиях, по смыслу которой равенство избирательных объединений означает равенство перед законом и право на равную и

эффективную защиту закона без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку или обстоятельству.

Какие-либо права, обязанности, правоограничения кандидатов в депутаты в оспариваемой норме не содержатся а, поэтому нет оснований вести речь о нарушении принципа равенства прав и обязанностей кандидатов в контексте вышеназванной статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Самарского областного суда от 2 мая 2007 года оставить без изменения, кассационные жалобы Самарского регионального отделения Политической Партии «Справедливая Россия: Родина\Пенсионеры\Жизнь» и Самарского регионального отделения Политической Партии «Союз правых сил» - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 46-Г07-21

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх