Дело № 46-Г11-20

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 августа 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №46-Г11-20

от 24 августа 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе губернатора Самарской области на решение Самарского областного суда от 16 июня 2011 г., которым удовлетворено заявление исполняющего обязанности прокурора Самарской области, признано недействующим постановление губернатора Самарской области от 22 марта 2011г. № 40 «О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. № 120 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

постановлением губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. №120 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

и формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина.

Пунктом 1 постановления губернатора Самарской области от 22 марта 2011 г. № 40 «О внесении изменений в постановление губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. № 120 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» предписано:

«1. Внести в постановление губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. № 120 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» следующие изменения:

в приложениях «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Самарской области», «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы Самарской области», «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Самарской области», «Справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей государственного гражданского служащего Самарской области»:

раздел 1 «Сведения о доходах» дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. При заполнении раздела 1 не указываются доходы от процентов, размер которых не превышает 0,5 процента годовых, уплачиваемых банком или иной кредитной организацией за пользование денежными средствами, находящимися на счетах в банках или иных кредитных организациях, используемых исключительно для перечисления заработной платы, пенсий и стипендий»;

раздел 3 «Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях» дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. При заполнении раздела 3 не указываются счета, используемые исключительно для перечисления заработной платы, пенсий и стипендий, а также остатки на данных счетах».

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании названного постановления губернатора Самарской области от 22 марта 2011 г. №40 недействующим с 22 марта 2011 г.

В обоснование заявления сослался на его противоречие Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закону Самарской области от 6 апреля 2005 г. № 103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области».

Считал, что оспариваемые положения устанавливают иной объём требований к форме справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного гражданина, претендующего на замещение должности государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, чем это предусмотрено поименованным законодательством.

Губернатор и правительство Самарской области с заявлением прокурора не согласились.

Решением Самарского областного суда от 16 июня 2011 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе губернатор и правительство Самарской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит повода для отмены решения в порядке статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые им нормы приняты органом государственной власти субъекта Российской Федерации с превышением компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Вывод согласуется с нормами Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По смыслу данного Федерального закона, федеральный законодатель, включая нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в систему законодательства противодействия коррупции, одновременно определил пределы и объёмы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации по этому вопросу.

Согласно статье 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях реализации статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами,

претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рекомендовано руководствоваться этим Указом.

И поскольку формы справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего утверждены названным Указом Президента, при этом полномочий субъекту Российской Федерации изменять их содержание не предоставлено, суд обоснованно пришёл к выводу, что губернатор Самарской области, изменяя содержание утверждённых Указом Президента Российской Федерации форм справок о доходах, действовал с превышением компетенции.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к тому, что оспариваемые положения касаются сведений о доходах, полученных государственным гражданским служащим исключительно от заработной платы, пенсии либо стипендии, и доходах, не являющихся объектами налогообложения, не могут повлиять на отмену постановленного решения.

По смыслу статей 251-253 Гражданского процессуального кодекса превышение органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормотворческой компетенции является самостоятельным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта полностью или его части.

Поскольку оспариваемые положения действовали во времени и фактически применялись государственными гражданскими служащими Самарской области, доводы кассационной жалобы о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вынесения судебного решения, Судебная коллегия полагает подлежащими удовлетворению.

Таким образом, не усматривая оснований для отмены решения суда первой инстанции, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Самарского областного суда от 16 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Самарской области - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения.

Признать постановление губернатора Самарской области от 22 марта 2011 г. № 40 «О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 18 декабря 2009 г. № 120 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Самарской области, и государственными гражданскими служащими Самарской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Председательствующш Судьи

Статьи законов по Делу № 46-Г11-20

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх