Дело № 46-Г12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 февраля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №46-Г12-4

от 22 февраля 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Самарской области на решение Самарского областного суда от 8 декабря 2011 г. об отказе прокурору Самарской области в удовлетворении заявления о признании недействующей части 2 статьи 3 Закона Самарской области от 30 декабря 2011 г. № 255-ГД «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путёвками на санаторно-курортное лечение».

статья 3 Закона Самарской области от 30 декабря 2011 г. № 255-ГД «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путёвками на санаторно-курортное лечение» изложена в следующей редакции:

«1. Потребность работников бюджетных организаций в санаторно-курортном лечении с учётом профиля их заболевания определяется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию

государственной политики в сфере социальной защиты населения, на основании сводных заявок, представляемых соответствующими органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления.

(в ред. Законов Самарской области от 10.05.2007 № 34-ГД, от 01.11.2007 №12-ГД).

2. Путёвки приобретаются органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения, централизованно на основании результатов проведённого конкурсного отбора среди санаторно-курортных организаций по профилю заболевания, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих необходимые лицензии и сертификаты

(в ред. Закона Самарской области от 10 мая 2007 № 34-ГД).»

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующей части 2 этой статьи, ссылаясь на её противоречие части 1 статьи 3, части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми решение порядок и способы размещения заказа (конкурс, запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на товарных биржах) принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного Федерального закона.

Самарская Губернская Дума, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области возражали против удовлетворения заявления прокурора.

Решением Самарского областного суда от 8 декабря 2011 г. заявление прокурора Самарской области оставлено без удовлетворения.

В кассационном представлении прокурор Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Сумарской Губернской Думой поданы возражения относительно доводов прокурора Самарской области, изложенных в кассационном представлении.

Изучив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, материальный закон, регулирующий спорное правоотношение судом, истолкован верно, вследствие чего судом сделан правильный вывод о соответствии федеральному законодательству части 2 статьи 3 в оспариваемой части Закона Самарской области от 30 декабря 2005г. № 255-ГД «Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путёвками на санаторно-курортное лечение».

В силу статей 1, 2, 4, 5, 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» объект регулирования данного Федерального закона составляют общественные отношения в области размещения государственного и муниципального заказа, в том числе единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В систему правовых регуляторов в этой области включается законодательство федеральных органов государственной власти. При этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерации (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления внебюджетными фондами,

органы местного самоуправления, казённые учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счёт бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Под размещением заказов для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного Федерального, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Размещение заказа может осуществляться: 1) путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; б) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 55.3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, вправе определить особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путём проведения торгов, за исключение случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Сопоставительный анализ приведённых федеральных норм и норм Закона субъекта Российской Федерации, отдельное положение которого оспаривается прокурором, приводит к выводу о том, что законодатель Самарской области, определяя условия и порядок предоставления работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых за счёт средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области, а также за счёт средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - бюджетные организации), путёвок на санаторно-курортное лечение, приобретаемых для вышеуказанной категории граждан за счёт средств областного бюджета (далее - путёвки), и в связи этим устанавливая порядок формирования сводного списка работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении; срок подачи заявок; требования, предъявляемые к исчислению средней величины денежного дохода граждан, необходимого для признания работника бюджетной организации, нуждающимся по медицинским

показаниям в санаторно-курортном лечении; продолжительность срока, на который работники бюджетной организации обеспечиваются путёвками на санаторно-курортное лечение; порядок выдачи путёвок работнику бюджетной организации, перечень документов, необходимых для получения путёвок на санаторно-курортное лечение, порядок подтверждения пребывания работника в санаторно-курортной организации, не лишён был возможности в целях обеспечения ясности процедур приобретения путёвок уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области указать конкурсный отбор в качестве основы взаимодействия с санаторно-курортными организациями по профилю заболевания, что само по себе не может рассматриваться ограничением прав заказчика на выбор способа размещения заказа, на чём настаивает прокурор Самарской области.

Согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по предоставлению государственной услуги «Распределение и выдача путёвок на санаторно-курортное лечение работников организаций бюджетной сферы Самарской области», утверждённому приказом данного министерства от 4 июня 2010 г. № 1202 отбор организаций, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Ссылка прокурора на письмо из Главного управления организации торгов Самарской области, полученное на его запрос (л.д. 45), о неправомерности оспариваемого прокурором положения не свидетельствует Напротив, содержащаяся в этом письме информация подтверждает доводы представителей регионального законодателя, что государственный заказ на приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение работников организаций бюджетной сферы в Самарской области размещается с использованием торгов в форме конкурса, то есть с использованием способа, предусмотренного статьёй 10 Федерального закона от 21 июля 2005г. №94-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Самарского областного сэдца от 8 декабря 2011 г. оставить без

изменения, кассационное представление удовлетворения.

Председательствующий

ора Самарской области - без

Статьи законов по Делу № 46-Г12-4

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх