Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 47-АД14-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 марта 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 47-АД14-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 3 марта 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в порядке надзора жалобу администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Фролова А.П., а также её защитника Лыкова С.А. на постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2013 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 26 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 4 июля 2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 26 апреля 2013 г. и постановлением заместителя председателя Оренбургского областного суда от 4 июля 2013 г., администрация муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, глава администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Фролов А.П. и защитник Лыков С.А. выражают несогласие с вынесенными в отношении администрации судебными актами и ставят вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителей свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения 12 марта 2012 г.

сотрудниками Управления Росприроднадзора по Оренбургской области обследования в целях соблюдения экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления мест временного размещения отходов в сёлах Преображенка и Озерье Бузулукского района Оренбургской области в селе Преображенка в районе жилой застройки, расположенной по ул. Подлесная, д. 23, был выявлен объект размещения отходов площадью примерно 0,3 га, не обустроенный в соответствии с требованиями санитарных правил, а именно: отходы производства и потребления размещаются на почвенном покрове, на земельном участке, не предназначенном для размещения отходов и не выделенном для создания объекта размещения. Кроме того, сбор и вывоз отходов администрацией муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области не организованы; документация, разрешающая создание объектов размещения твёрдых бытовых отходов у администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, и порядок сбора отходов на территории муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области отсутствуют.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом полномочия администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, администрацией муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области с сельскохозяйственной артелью имени Дзержинского заключён договор на уборку мусора с территории Преображенского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области, а также очистку (вывоз) твёрдых бытовых отходов (л.д. 12).

Следовательно, администрацией муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области реализованы её властно-распорядительной функции в области обращения с бытовыми отходами (их сбор и вывоз). Реализация же иных организационных полномочий в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающей, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами, не входит в ведение сельского поселения.

Таким образом, администрация муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2013 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 26 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 4 июля 2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Фролова А.П., а также её защитника Лыкова С А. удовлетворить.

Постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2013 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 26 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 4 июля 2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Преображенский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда В.П. Меркулов Российской Федерации

Статьи законов по Делу № 47-АД14-1

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу

Загрузка
Наверх