Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 47-Г10-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 7 апреля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №47-Г10-12

7 апреля 2010 года

7 апреля 2010 г.

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу губернатора Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 14 января 2010 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Оренбургской области: признан недействующим и не подлежащим применению пункт 5 указа главы администрации Оренбургской области от 10 июня 2003 года № 22-ук «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды в Оренбургской области» в редакции указа главы администрации Оренбургской области от 11 апреля 2005 года № 40-ук, указа губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2006 года № 204-ук, указа губернатора Оренбургской области от 14 сентября 2009 года № 201-ук в части, в которой государственное учреждение «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» наделена полномочиями на осуществление функций государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

10 июня 2003 года главой администрации Оренбургской области принят указ № 22-ук «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды в Оренбургской области», который опубликован в газете «Оренбуржье» от 28 октября 2003 года № 171 и от 4 ноября 2003 года № 175.

В настоящее время указ действует в редакции указа главы администрации Оренбургской области от 11 апреля 2005 года № 40-ук и указов губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2006 года №204-ук, от 14 сентября 2009 года № 201-ук.

Пунктом 5 указа государственное учреждение (далее ГУ) «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» уполномочено на осуществление функций государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды и установлено, что государственное учреждение «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» находится в ведении министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Прокурор Оренбургской области обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 5 указа главы администрации Оренбургской области от 10 июня 2003 года № 22-ук, полагая, что он противоречит федеральному законодательству, в частности, статьям 2, 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статье 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункту 4 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 53, согласно которым государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что законом Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-Ш-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» и указом губернатора Оренбургской области от 20 апреля 2009 года № 58-ук «О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области» государственное учреждение «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» не включено в систему органов исполнительной власти Оренбургской области, прокурор полагал, что на указанное учреждение не может быть возложена функция по осуществлению государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды.

Решением Оренбургского областного суда от 14 января 2010 года заявление прокурора Оренбургской области удовлетворено частично: пункт 5 указа главы администрации Оренбургской области от 10 июня 2003 года № 22-ук признан недействующим и не подлежащим применению в части наделения государственного учреждения «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» полномочиями на осуществление функций государственного экологического контроля в сфере охраны окружающей среды; в остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационной жалобе губернатора Оренбургской области ставится вопрос об отмене решения ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктами «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дано понятие регионального государственного контроля (надзора) как деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Федерального закона № 294-ФЗ).

Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года №53.

Пунктом 4 названных Правил установлено, что государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля, в соответствии с установленной компетенцией.

Проанализировав приведенное федеральное законодательство, суд сделал правильный вывод о том, что оно предусматривает осуществление регионального государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к числу каковых государственное учреждение «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» не относится.

В обоснование вывода суд сослался на закон Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-Ш-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», статьей 3 которого определена система органов исполнительной власти Оренбургской области. Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области в числе входящих в систему органов исполнительной власти Оренбургской области не названа.

Суд указал также, что названная инспекция не включена в структуру органов исполнительной власти Оренбургской области, что следует из указа губернатора Оренбургской области от 20 апреля 2009 года № 58-ук «О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области», которым утверждена структура органов исполнительной власти Оренбургской области.

Суд признал несостоятельной ссылку представителей губернатора на пункт 4 статьи 1 закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-Ш-ОЗ, в соответствии с которым инспекции входят в систему исполнительных органов государственной власти Оренбургской области, обоснованно указав, что инспекции могут входить в систему органов исполнительной власти Оренбургской области, если они указаны в статье 3 закона от 16 ноября 2005 года № 2706/470-Ш-ОЗ (некоторые инспекции в статье 3 закона названы); название «инспекция» не свидетельствует о принадлежности инспекции к органам исполнительной власти.

Судебная коллегия полагает, что суд, сделав вывод о том, что государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области не входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области, правильно истолковал положения приведенных нормативных правовых актов Оренбургской области, оснований для несогласия с выводом суда Судебная коллегия не усматривает.

Разрешая заявление, суд дал оценку доводам представителей губернатора об осуществлении финансирования ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» из средств областного бюджета наряду с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, входящим в систему органов исполнительной власти Оренбургской области, об установлении для названного учреждения единого со всеми органами исполнительной власти правил внутреннего трудового распорядка, правильно указав, что эти обстоятельства не свидетельствуют о статусе инспекции как органа исполнительной власти Оренбургской области.

Что касается вывода суда об отсутствии оснований для признании недействующим и не подлежащим применению пункта 5 указа главы администрации Оренбургской области от 10 июня 2003 года № 22-ук в части отнесения государственного учреждения «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» в ведение министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, то Судебная коллегия находит его правильным с учетом того, что организация органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вопросы взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с другими органами, созданными субъектом Российской Федерации, находятся в ведении субъекта Российской Федерации. Отнесение ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» в ведение министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области федеральному законодательству не противоречит. В указанной части решение суда не оспаривается.

Полагая, что суд, разрешая заявление прокурора, правильно применил и истолковал нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения.

Оспаривая в кассационной жалобе выводы суда, представитель губернатора Оренбургской области ссылается на те же обстоятельства, которые приводились в обоснование возражений на заявление прокурора, суждения по которым имеются в решении суда и являются правильными, поэтому по доводам кассационной жалобы решение отмене не подлежит.

Ссылка в кассационной жалобе на то обстоятельство, что в решении Оренбургского областного суда от 18 мая 2004 года и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 2004 года, которым это решение оставлено без изменения, содержится указание о том, что ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области» является специально уполномоченным государственным органом по осуществлению государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, не может явиться основанием к отмене решения, поскольку предметом судебного разбирательства являлось не определение статуса инспекции, а выяснение возможности оказания ею платных услуг.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Оренбургского областного суда от 14 января 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Оренбургской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 47-Г10-12

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу

Загрузка
Наверх