Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 47-Г10-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №47-Г10-4

от 17 марта 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением правительства Оренбургской области от 22 июня 2009 г. № 288-п «О перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами на территории Оренбургской области», опубликованном в газете «Оренбуржье», № 98, 02.07.2009, утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной

контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами на территории Оренбургской области (далее Перечень).

Пунктом 2 Перечня предусмотрено, что функциями государственного контроля и надзора наделены в областных государственных учреждениях (лесничествах), находящихся в ведении министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области:

руководители (лесничие) - старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах;

заместители руководителей (помощники лесничих) - заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах;

участковые лесничие, инженеры лесопользования, охраны и защиты леса - государственные лесные инспекторы в лесничествах.

Первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании приведенной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующей, сославшись на то, что лесничества не являются органами исполнительной власти области, в связи с чем не могут наделяться полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора.

Решением Оренбургского областного суда от 19 ноября 2009 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе правительство Оренбургской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Суд, признавая недействующей вышеуказанную норму права, пришел к правильному выводу о том, что она противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, установив, что лесничества не входят в систему органов исполнительной власти Оренбургской области, в связи с чем не могут наделяться полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора на территории данной области.

Ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в их числе - установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора) п.36), ст. 82 ЛК РФ - полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той же области.

На основании п.п.6 и 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора и установлению перечня должностных лиц, осуществляющих этот контроль,

Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ.

4.2 ст.96 ЛК РФ закреплено положение о том, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса.

Принятым во исполнение требований ст.96 ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (действующее до настоящего времени), согласно которому:

- органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ (п.п.З и 4);

- перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами (п.7);

проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан (п. 12);

- формы документов, составляемых по результатам проведения органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, устанавливаются указанными органами (п. 15);

- мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» п. 16);

методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 19).

В ст. 2 вышеуказанного Федерального закона понятие государственного контроля (надзора) дано как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного

контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (ст.5).

Таким образом, федеральными нормами закреплено, что государственный лесной контроль и надзор на территории субъектов Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и проводится такой контроль в том числе в отношении лесничеств.

В ст. 3 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. № 2706/470-Ш-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» (в ред. Закона от 15.04.2009 № 2833/622-1У-03) поименованы органы исполнительной власти области, и среди них нет лесничеств.

Полномочиями по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на территории области наделено областное министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности, что нашло свое отражение в Положении, утвержденном указом губернатора области от 8 мая 2009 г. № 89-ук.

В этой связи, является правильным вывод в решении суда о том, что оспариваемая норма права противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что с 01 января 2010 г. стало возможным осуществление государственного лесного контроля и надзора государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, в частности, лесничествами, имеющими статус госучреждений, подведомственных министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, основаны на неправильном истолковании закона.

Действительно, Федеральным законом от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ внесен ряд изменений в ЛК РФ. Так, ст. 96 дополнена частями 2.1 и 2.2 следующего содержания: «Государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными

органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса...» и «Особенности правового положения указанных в части 2.1 настоящей статьи государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Статьей 12 того же Федерального закона Правительству РФ поручено определить особенности правового положения вышеназванных госучреждений, разработать и утвердить иные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений ЛК РФ и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законодательными актами РФ, измененными настоящим законом, до 1 января 2010 г.

До настоящего времени указанная работа не проведена и действующее федеральное законодательство не допускает возможности осуществления государственного контроля и надзора лесничествами. Лесничества, являющиеся согласно ст.23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не могут сами за собой осуществлять контроль и надзор.

На основании изложенного и руководствуясь ст.360, п.1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Оренбургского областного суда от 19 ноября 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Оренбургской области - без удовлетворения .1

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 47-Г10-4

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх