Дело № 47-Г11-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №47-Г11-6

от 1 марта 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

решения окружной избирательной комиссии Оренбургской области по кассационной жалобе Барсуковой [скрыто] на решение

Оренбургского областного суда от 14 февраля 2011 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

на 13 марта 2011 г. назначены выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва.

Металлов В. А. решением окружной избирательной комиссии Оренбургской области по одномандатному избирательному округу № 20 (далее - Избирательная комиссия) от 18 января 2011 г. № 10 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по указанному округу от избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Оренбургской области».

Барсукова Г.Б., выдвинувшая свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, решением Избирательной комиссии от 31 января 2011 г. № 21

зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва по этому же избирательному округу.

Металлов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии о регистрации Барсуковой Г.Б. кандидатом в депутаты.

Требование мотивировал тем, что в представленных Барсуковой Г.Д. и отобранных для проверки подписных листах № 1, 2, 15, 18, 19, 20, находящихся в папке № 1, а также листах № 12, 13, 14 - в папке № 2, отсутствуют сведения о дате рождения лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, что не соответствует требованиям п. 9 ст. 35 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. № 2711/469-Ш-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области». В каждом таком подписном листе имеются 10 подписей избирателей, в сумме - 90 подписей избирателей. Кроме того, Избирательной комиссией в папке № 1 выявлено 6 недействительных подписей избирателей. Таким образом, в подписных листах, представленных кандидатом Барсуковой Г.Б. и отобранных для проверки, имеются 96 подписей избирателей, которые в силу закона являются недействительными. Однако Избирательная комиссия их не признала недействительными и не отказала в регистрации Барсуковой Г.Б.

В дальнейшем Металлов В.А. заявление дополнил требованиями о признании недействительными ещё нескольких подписей. По мнению заявителя, в подписном листе № 3 (папка № 1) подписи № 5, 6, 7 являются недействительными, поскольку дата их внесения указана не полностью, подпись № 8 является недействительной, так как дата внесения не понятна. В подписном листе № 4 (папка № 1) подписи № 1 и 7 недействительны, потому что в дате внесения есть исправления и они не оговорены. В подписном листе № 16 (папка № 1) подпись № 5 недействительна, так как исправление даты её внесения не оговорено, во всех подписях год их внесения указан не полностью. В листе № 17 (папка № 1) подпись № 8 недействительна, поскольку внесено две даты её внесения и не оговорено, какая дата является действительной, подписи № 3,4,5 (папка № 1) недействительны, так как в дате внесения год указан не полностью. В подписном листе № 63 (папка № 2) подпись № 2 недействительна, потому что исправления в дате её внесения не оговорены.

Таким образом, заявитель полагает, что недействительными являются 119 из 134 подписей, отобранных для проверки, в связи с чем Барсукова Г.Б. не могла быть зарегистрирована кандидатом в депутаты и решение о её регистрации является незаконным и подлежит отмене.

Оренбургским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Барсукова Г.Б.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявление, суд пришёл к выводу, что оспариваемое решение принято Избирательной комиссией с нарушением требований избирательного законодательства, поскольку выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки и имелись основания для отказа в регистрации Барсуковой Г.Б. кандидатом в депутаты.

Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).

В п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона названы основания отказа в регистрации кандидата. Одним из таких оснований, предусмотренным подп. «д», является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ закреплено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 ст. 38 упомянутого Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Оренбургской области регламентированы Законом области от 16 ноября 2005 г. № 2711/469-Ш-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» (с последующими изменениями).

В п. 9 ст. 35 названного Закона Оренбургской области отражено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и подписью соответственно кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в том числе дату своего рождения.

На основании подп. 7 п. 12 ст. 37 Закона Оренбургской области недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объёме или не соответствуют действительности.

Согласно подп. 5 п. 6 ст. 38 Закона Оренбургской области основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Решением Избирательной комиссии от 11 января 2011 г. № 9 определено, что для регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва, если в поддержку их выдвижения осуществляется сбор подписей избирателей, в их подписных листах должно содержаться не менее 611 подписей - 1 процент от числа избирателей (61 093 человека). Для своей регистрации кандидаты могут представить не более 672 подписей избирателей.

Судом установлено, что в поддержку кандидатуры Барсуковой Г.Б. представлено 671 подпись избирателей.

Отобрано для проверки 20 процентов от этого количества или 134 подписи: папка № 1 - 100 подписей с 1-го по 5-й лист, с 15-го по 20-й листы; папка № 2 - 34 подписи с 12-го по 15-й лист.

Также установлено, что в подписных листах не указана дата рождения лица, осуществлявщего сбор подписей: в папке № 1 - листы № 1, 2, 15, 18, 19, 20; в папке № 2 - листы № 12, 13, 14, что составляет 90 подписей (на каждом из девяти подписных листов имеются 10 подписей избирателей). Подписи на этих листах Избирательная комиссия признала действительными.

Другие 6 подписей в папке № 1 Избирательной комиссией признаны недействительными: 1-й лист - подпись № 2; 5-й лист - подписи № 4, 6, 7, 8; 17-й лист - подпись № 6.

Поскольку выявлено 96 недействительных подписей, что составляет 71,6 процента от общего числа подписей, отобранных для проверки, то является правильным вывод в решении суда о том, что на момент принятия Избирательной комиссией решения о регистрации Барсуковой Г.Б. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва имелись основания для отказа в такой регистрации.

С учётом того, что решение о регистрации Барсуковой Г.Б. принято при отсутствии законных оснований, суд правомерно признал это решение подлежащим отмене.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного постановления.

Нельзя согласиться с доводами Барсуковой Г.В. о том, что указание даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, не предусмотрено приложением № 6 к Закону Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. № 2711/469-Ш-ОЗ, содержащим образец формы подписного листа для сбора подписей в поддержку кандидата, в связи с чем отсутствие таких сведений о сборщиках подписей в подписных листах не является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ право сбора подписей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Такая же норма содержится и в п. 6 ст. 35 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. № 2711/469-Ш-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области». Требование об указании даты своего рождения сборщиком подписей в подписных листах закреплено п. 9 ст. 35 названного областного Закона. Указанные нормы являются императивными и подлежат безусловному исполнению всеми участниками избирательной кампании. Нарушение избирательного законодательства влечёт за собой ответственность, в данном случае - в виде отмены решения о регистрации кандидата в депутаты.

Иные доводы кассационной жалобы Барсуковой Г.Б. также не содержат предусмотренных законом оснований для отмены судебного постановления.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Л

 

определила:

 

решение Оренбургского областного суда от 14 февраля 2011 г. оставить без изменения, кассационную; >одло($у Барсуковой Г.Б. - без удовлетворения.

Председательс Судьи

Статьи законов по Делу № 47-Г11-6

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх