Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 48-АПГ14-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 июля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Елена Евгеньевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 48-АПГ14-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 30 июля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоМеркулова В.П.,
судейБорисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретареДарькине А. О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гладышева В А о признании недействующим подп. 6 п. 10 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы», утверждённого постановлением правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г.

№ 425-П, по апелляционной жалобе заявителя на решение Челябинского областного суда от 17 апреля 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Гладышева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя правительства Челябинской области Алёшкиной О.А., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Гладышев В.А. обратился в суд с названным заявлением, указывая, что его отец Гладышев А.Ф. был участником Великой Отечественной войны, в ходе которой получил ранение и умер 12 августа 1943 г. Заявитель, таким образом, является членом семьи военнослужащего, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Министерство социальных отношений Челябинской области отказало ему в выдаче удостоверения о праве на льготы, необходимого для подтверждения наличия у него статуса члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны. В настоящее время заявитель является нетрудоспособным в силу возраста и получает трудовую пенсию. Считает, что с момента выхода на пенсию он стал нетрудоспособным и имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Оспариваемая норма регионального акта, предусматривающая необходимость приложения к заявлению о выдаче удостоверения о праве на льготы пенсионного удостоверения или справки о получении пенсии по случаю потери кормильца (о наличии права на её получение), противоречит п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г.

№ 5-Ф «О ветеранах», постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Заявитель ссылается на нарушение оспариваемой нормой его прав на получение удостоверения о праве на льготы, что лишает его мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», и возможности оформления пенсии по случаю потери кормильца как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны.

Челябинским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Гладышев В.А. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Установлено, что постановлением правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г. № 425-П утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы» (далее - Административный регламент), официально опубликованный 10 декабря 2011 г. в газете «Южноуральская панорама», № 298.

Впоследствии в указанный акт внесены изменения и дополнения, и акт действует в редакции постановления от 16 апреля 2014 г. № 141-П.

Пунктом 10 Административного регламента назван перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Помимо предоставления заявления по форме, установленной Министерством социальных отношений (подп.1), документа, удостоверяющего личность заявителя (подп. 2), документа о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим) ветераном, свидетельства о смерти (извещение о гибели) погибшего (умершего) ветерана (подп. 4), документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему) ветерану (подп. 5), предусмотрено предоставление пенсионного удостоверения либо справки о получении пенсии по случаю потери кормильца (о наличии права на её получение), выданной органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии (подп. 6).

При этом документы, указанные в подп. 5 и 6 п. 10 Административного регламента, запрашиваются органами социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Заявитель также вправе по собственной инициативе самостоятельно представить указанные документы.

Отказывая в признании оспариваемого регионального акта недействующим, суд пришёл к выводу о том, что он принят в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Указанный вывод суда мотивирован, основан на законе и обстоятельствах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

На федеральном уровне нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 для целей поименованного закона используются следующие основные понятия: административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; государственная услуга, предоставляемая в том числе исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 14 ст. 13 этого же федерального закона определено, что порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд, проанализировав приведённые положения, сделал правильный вывод о том, что Административный регламент принят в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит упомянутому закону.

Установлено, что названный документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий», постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Установлено, что совместное постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», на которое ссылается заявитель, не является основанием предоставления государственной услуги, предусмотренной Административным регламентом, а определяет перечень документов для установления пенсий, в том числе для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, то есть для предоставления государственной услуги, предоставляемой Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Также установлено, что документ для предоставления государственной услуги, указанный в подп. 6 п. 10 Административного регламента, включён в перечень для предоставления государственной услуги в соответствии с абз.

вторым п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утверждённой постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. № 69.

Для получения удостоверения о праве на льготы в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» гражданин должен быть членом семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны и получать пенсию по случаю потери кормильца (иметь право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, то есть являться заявителем для предоставления государственной услуги, указанным в подп. 1 п. 4 Административного регламента.

Заявитель доказывает своё право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Однако оспариваемым в части нормативным правовым актом не определяется порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При вынесении решения судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований к отмене решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Гладышева В.А. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 17 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гладышева В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 48-АПГ14-5

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх