Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 49-Г12-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 февраля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №49-Г12-10

от 8 февраля 2012 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Завражнове М.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 9 декабря 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Башкортостан: признаны недействующими абзац 5 раздела 4, пункт 5.1, пункт 6.2 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года № 509.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Правительства Республики Башкортостан Фазлутдинова P.A., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан и министерства здравоохранения Республики Башкортостан Антонова Д.В. и Азнагулова Ю.Р., поддержавших позицию представителя Правительства Республики Башкортостан, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 5 раздела 4, пунктов 5.1, 6.2 Программы

государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год, указав, что установленные ими нормативы не соответствуют нормативам Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 9 декабря 2011 года заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворено: оспариваемые нормы Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года № 509, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального права и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года № 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Согласно статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы

финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.

В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальные программы обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации могут включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782.

Разделом IV указанной Программы предусмотрены нормативы объема медицинской помощи, которые по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют, в частности, для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня (абзац 5).

Разделом V Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 169,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб., в том числе 1167 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Разделом V Программы предусмотрено, что подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 руб., из них:

4102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

3530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.

Разделом I Программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования), в которых вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом

предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года № 509 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Разделом 4 названной Программы установлены нормативы объемов медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан, которые для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях (за исключением санаториев, в том числе детских и для детей с родителями), составляют 2,7 койко-дня, в том числе в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации в Республике Башкортостан на 2011 год - 1,918 койко-дня.

Согласно пункту 5.1 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1645,75 руб.;

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи и осмотров в центрах здоровья) -209,9 руб. за счет средств консолидированного бюджета, 165,24 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 459,96 руб. за счет средств консолидированного бюджета, 362,00 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях - 1328,63 руб. за счет средств консолидированного бюджета, 1045,95 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 6.2 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 6315,10 руб., из них:

3765,25 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

2549,85 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной

(санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также средств, предусматриваемых на содержание медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации в Республике Башкортостан на 2011 год, и на финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, не участвующих в этом.

Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации (Республикой Башкортостан) заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782, нормативов объема медицинской помощи.

Учитывая, что в силу положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год территориальные программы субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральной программе, следует признать правильным вывод суда о том, что в территориальных программах не может быть предусмотрен меньший по сравнению с федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

При таких данных суд, установив, что Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год установлен меньший по сравнению с федеральным гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, обоснованно усмотрел противоречие оспариваемых норм федеральному законодательству и удовлетворил заявление прокурора Республики Башкортостан.

Ссылка в кассационной жалобе на пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в обоснование права субъектов Российской Федерации устанавливать в переходном периоде с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года нормативы, отличные от нормативов базовой программы обязательного медицинского страхования, не может явиться основанием к отмене решения суда.

Положения пункта 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ предусматривают возможность включения в территориальные программы обязательного медицинского страхования без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Между тем, оспариваемые нормы устанавливают общие нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на одного человека в год, а не для отдельных заболеваний и состояний здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Довод кассационной жалобы о наличии у субъектов Российской Федерации возможности корректирования нормативов с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций (со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года № 20-2/10/2-12028) также не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку письмо Минздравсоцразвития РФ не может противоречить федеральному закону.

Статья 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на которую имеется ссылка в кассационной жалобе, вступает в силу с 1 января 2012 года, поэтому о незаконности оспариваемого решения суда свидетельствовать не может.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Башкортостан от 9 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 49-Г12-10

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу

Загрузка
Наверх