Дело № 5Н-409/09

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 декабря 2009 г., Определение
Инстанция Военная коллегия, надзор
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Крупнов Игорь Владимирович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5Н-40909

от 1 декабря 2009 года

 

председательствующего Крупнова И.В.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства, мнение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Гаврилова A.B., полагавшего необходимым надзорную жалобу удовлетворить частично и направить дело на новое кассационное рассмотрение в окружной военный суд, Военная коллегия

 

установила:

 

кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 апреля 2009 года отменено решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 13 марта 2009 года об удовлетворении заявления Кудухова, в котором он просил признать незаконными действия командира войсковой части I связанные с отказом в выплате суточных денег в иностранной валюте в размере 100 процентов суточных, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 812 и от 12 августа 2008 года № 587, за время нахождения в командировке на территории Южной Осетии с 11 сентября по 20 ноября 2008 года и взыскать с воинской части суточные в размере I рубля копеек.

По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование отказа кассационная коллегия указала, что в период нахождения на территории Республики Южная Осетия на Кудухова пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 587 не распространялся и в эту республику он направлялся для прохождения военной службы в составе воинской чгсти, а не в служебную командировку.

Определением судьи окружного военного суда от 10 июля 2009 года заявителю отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н. от 20 ноября 2009 года по жалобе заявителя возбуждено надзорное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

В надзорной жалобе Кудухов, указывая на противоречие вывода суда о ненахождении его в служебной командировке фактическим обстоятельствам дела и необоснованность выводов об отсутствии правовых оснований для выплаты ему суточных в иностранной валюте в размере 100 процентов суточных, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 812, просит кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия приходит к следующим выводам.

В суде установлено, что на основании распоряжения начальника штаба вой-от 10 сентября 2008 года № 19/1362 и в соответствии с приказа-I от 11 сентября и 24 ноября 2008 года №№ 197, 257 заявитель в период с 11 сентября по 20 ноября 2008 года находился в служебной командировке для выполнения задач по поддержанию мира на территории Республики Южная Осетия. По окончании командировки он на основании приказа коман-

сковои части ми командира войсковой части

дира войсковой части I от 20 ноября 2008 года № 240 был направлен в пункт

постоянной дислокации войсковой части Данное обстоятельство подтвердил

в судебном заседании представитель командования Чуфаров.

Из этого следует, что вывод суда кассационной инстанции о том, что Кудухов в служебной чомандировке не находился, в данном конкретном случае противоречит установленным в суде первой инстанции фактическим данным.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1019) размер суточных за время пребывания работника в служебной командировке в Республике Южная Осетия составляет доллара США.

При этом в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 812 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств для выполнения задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов, в отношении которых продовольственное обеспечение

осуществляется в форме организации питания по месту военной службы, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 30 процентов суточных, установленных этим Постановлением.

Изложенное указывает на правомерность требований заявителя о выплате ему за время нахождения в командировке в Республике Южная Осетия суточных в иностранной валюте.

Что касается размера суточных, то Военная коллегия исходит из следующего.

Из заявления Кудухова и его пояснений в суде усматривается, что основанием для выплаты суточных в полном размере за время нахождения в командировке в Республике Южная Осетия с 11 сентября по 20 ноября 2008 года, по его мнению, является указание на это в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 20,8 года № 587 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии».

Между тем согласно названному Постановлению его целью на момент принятия являлось повышение уровня социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвовавших с 8 августа 2008 года - даты начала вооруженного на территории Южной Осетии и Абхазии - в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии.

Из этого следует, что Правительство Российской Федерации установило правоотношения, определяющие объем прав и обязанностей военнослужащих на период конкретно о вооруженного конфликта.

Суть этлх правоотношений заключается в возложении на военнослужащих задач при вооруженном конфликте на территориях Южной Осетии и Абхазии, выполнение которых дает им право на дополнительные гарантии и компенсации.

Правомочность Правительства Российской Федерации устанавливать указанные правоотношения закреплена в статье 7 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», согласно которой Правительство определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также устанавливает порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций.

При таких данных постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 587 устанавливает дополнительные меры социальной защиты на конкретный период выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, при вооруженном конфликте.

Вооруженный конфликт на указанных территориях начался 8 августа 2008 года и закончился 26 августа того же года признанием Российской Федерацией Республики Абхазия и Республики Южная Осетия Указами Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 года №№ 1260 и 1261.

Следовательно, с 26 августа 2008 года возникли иные правоотношения, не связанные с выполнением военнослужащими задач при вооруженном конфликте.

Это об *тоятельство указывает на отсутствие с этой даты оснований для предоставления военнослужащим, находящимся в командировке в Республиках Южная Осетия и Абхазия, гарантий и компенсаций, перечисленных в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 587.

Что касается постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2009 года № 169 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», то оно каких-либо запретов на выплату дополнительных компенсаций не устанавливает, а только определяет объем гарантий на период действия правоотношений, возникших с 26 августа 2008 года.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 2008 года № 210-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия» и пояснительной записке к нему заключенный между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия договор создает правовую основу для пребывания на территории Южной Осетии российских воинских формирований, присутствие которых необходимо для поддержания мира в регионе и обеспечения надежной безопасности Сторон. Аналогичный договор заключен между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Таким образом, при определении размера суточных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, направленным в служебные командировки на территории Республик Южная Осетия и Абхазия, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту военной службы, следует руководствоваться положениями пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 812 о выплате суточных в иностранной валюте в размере 30 процентов суточных, установленных этим Постановлением.

Из материалов дела не видно, обеспечивался ли Кудухов питанием по месту командировка в Республике Южная Осетия, в связи с чем это обстоятельство необходимо проверить.

При таких данных кассационное определение подлежит отмене в связи с существенным нарушением судом норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в окружной военный суд.

Руководствуясь статьями 386, 388 и пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Военная коллегия

 

определила:

 

кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 апреля 2009 года по заявлению Кудухо-ва В Щ ИЩ отменить, а дело направить на новое кассационное рассмот-

рение в Северо-Кавказский окружной военный суд.

Подлиь ное за надлежащими подписями. Копия ьерна. Судья Верховного Суда Российской Федерации Секретарь

И.В. Крупное Л.Н. Корнеева

Статьи законов по Делу № 5Н-409/09

ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх