Дело № 5-АД15-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 марта 2015 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 5-АД15-5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 13 марта 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника ООО «ПКФ «Виктория-5» Сороченковои Л.В. на постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2014 г., постановление заместителя председателя Московского городского суда от 14 августа 2014 г., вынесенные в отношении ООО «ПКФ «Виктория-5» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 24 апреля 2014 г. и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 14 августа 2014 г., ООО «ПКФ «Виктория-5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник ООО «ПКФ «Виктория-5» Сороченкова Л.В. просит отменить постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2014 г., постановление заместителя председателя Московского городского суда от 14 августа 2014 г., вынесенные в отношении ООО «ПКФ «Виктория-5» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 этой статьи (нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия), совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, на территориях указанных объектов, на территориях историко- культурных заповедников (музеев-заповедников) либо в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Основанием для привлечения ООО «ПКФ «Виктория-5» к административной ответственности по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что 8 ноября 2013 г. в результате осмотра зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде» (Московская область, г. Сергиев Посад), были зафиксированы нарушения ООО «ПКФ «Виктория-5» законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, - в зоне охраняемого природного ландшафта (участок Л-8) объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде» по адресу: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы № 1, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 осуществляются работы по строительству многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра без согласованной документации, а также без разрешения на проведение работ, наличие которого является обязательным.

При этом судьи нижестоящих судебных инстанций исходили из того, что зона охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде» определена приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22 апреля 2011 г.

№ 262.

Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.

Пунктами 18 и 19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. № 315, предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты утверждения копию решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным проектом.

Вместе с тем имеющиеся в материалах дела кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 не содержат сведений об ограничении или обременении данных земельных участков, категория земель определена как земли населенных пунктов (т. 1, л.д. 64, 70).

Согласно письму начальника управления инвестиций и землепользования администрации г. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 7 февраля 2014 г. № 64-вх/о приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22 апреля 2011 г. № 262 в администрацию г. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в официальном порядке не поступал (т. 2, л.д. 61).

Кроме того, в силу пунктов 10, 12, 17, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму заместителя директора Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 01- 112468/13 приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22 апреля 2011 г.

№ 262 на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не направлялся (т. 1, л.д. 29-30).

Сведений об официальном опубликовании приказа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22 апреля 2011 г. № 262 материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах названный акт, с учетом требований Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, применению не подлежит.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Московской области от 18 августа 2014 г. по делу № А41-33318/14 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома и культурно коммерческого центра, располагающегося по адресу: Московская область, Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии в районе школы № 1 и администрация г. Сергиев Посад Московской области была обязана выдать ООО «ПКФ «Виктория-5» новое разрешение на строительство объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома и культурно коммерческого центра по указанному выше адресу.

Кроме того, решением Арбитражного суда г. Москвы от 9 февраля 2015 г. по делу № А40-202648/2014 признано незаконным предписание от 18 ноября 2014 г. № 23-п, вынесенное ООО «ПКФ «Виктория-5» руководителем Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ в охранной зоне объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде» по адресу: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, в районе школы № 1 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470.

Следовательно, тот факт, что зона охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде» в установленном законом порядке не определена, не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470, на которых ООО «ПКФ «Виктория-5» осуществляет строительство, входят в состав этой зоны.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2014 г., постановление заместителя председателя Московского городского суда от 14 августа 2014 г., вынесенные в отношении ООО «ПКФ «Виктория-5» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу защитника ООО «ПКФ «Виктория-5» Сороченковои Л.В. удовлетворить.

Постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2014 г., постановление заместителя председателя Московского городского суда от 14 августа 2014 г., вынесенные в отношении ООО «ПКФ «Виктория-5» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 5-АД15-5

КоАП РФ Статья 1.5. Презумпция невиновности
КоАП РФ Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 96-ФЗ)
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх