Дело № 5-АПГ14-34

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 августа 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 5-АПГ14-34

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 29 августа 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой ЕВ. и Абакумовой И.Д.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в отрытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Добровольского А Ю на решение Московского городского суда от 1 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 от 10 июля 2014 года № 3/25 «О регистрации кандидата в депутаты Московской городской думы шестого созыва Гоголева В.А.». Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Добровольского А.Ю. и его представителя Саляхетдиновой С.З., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы председателя окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 Мельниковой ТВ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Московской городской Думы от 11 июня 2014 года № 175 выборы депутатов Московской городской Думы шестого созыва назначены на 14 сентября 2014 года.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 от 10 июля 2014 года № 3/25 Гоголев В.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27.

Добровольский А.Ю., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по тому же избирательному округу и выдвинутый Московским городским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», обратился в суд с заявлением об отмене данного решения окружной избирательной комиссии, ссылаясь на отсутствие необходимого количества действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А. Решением Московского городского суда от 1 августа 2014 года в удовлетворении заявления Добровольского А.Ю. отказано.

В апелляционной жалобе Добровольский А.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 31.1 и части 1 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (далее - Избирательный кодекс города Москвы).

Согласно части 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного Избирательным кодексом города Москвы числа подписей, необходимого для регистрации кандидата (части 2 и 3 указанной статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», включая регистр избирателей.

Такая рабочая группа была создана решением ОИК № 27 от 11 июня 2014 года № 1/4.

Частью 11 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.

При этом данной нормой также установлено, что повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 87 указанного Кодекса и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

з В силу части 6 статьи 87 Избирательного кодекса города Москвы решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 данного Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, данным Кодексом.

Согласно части 20 статьи 37 этого же Кодекса основаниями отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом (пункт 4.1); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт 5).

Решением Московской городской избирательной комиссии от 29 мая 2014 года № 81/2 (приложение № 1) установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 27, равное 4 566 подписям.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 27 от 11 июня 2014 года № 1/5 определено, что проверке подлежат все 100 % представленных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №27.

Как следует из материалов дела, Гоголевым В.А. в ОИК были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты документы, в том числе 1155 подписных листов, содержащих 5022 подписи избирателей.

8 июля 2014 года членами рабочей группы проведена проверка 100 процентов представленных подписей избирателей (5022), по результатам которой 8 июля 2014 года составлен итоговый протокол, в соответствии с которым 31 подпись была признана недействительной, что составляет 0,6 % от числа проверенных подписей.

Таким образом, количество достоверных подписей в поддержку кандидата Гоголева В.А. равно 4 991.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что сведения, указанные рабочей группой в итоговой таблице, совпадают с ведомостями проверки подписных листов, представленных кандидатом Гоголевым В.А., а также с таблицами по результатам проверки на соответствие сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А., составленными отделом Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве по району Орехово-Борисово Северное.

С учётом изложенного, суждение суда о проведении указанной проверки уполномоченными лицами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о выборах является правильным.

Отказывая в удовлетворении заявления Добровольского А.Ю., суд правомерно исходил из того, что оснований для проведения повторной проверки подписных листов после принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата Гоголева В.А. не имелось, поскольку заключение рабочей группы, приведенное в итоговом протоколе, опровергнуто не было.

Заявленные же Добровольским А.Ю. требования основаны исключительно на его личном сомнении в достоверности и действительности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Гоголева В.А., не подтверждённом какими-либо доказательствами. При этом заявитель на конкретные подписи, вызывающие у него сомнения, не указал.

Таким образом, установив, что кандидатом в депутаты Гоголевым В.А. представлены подписные листы, содержащие необходимое количество достоверных и действительных подписей избирателей для его регистрации, суд пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную оценку.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 1 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Добровольского А.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 5-АПГ14-34

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх