Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 5-Г08-109

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 января 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №5-Г08-109

от 28 января 2009 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Васениной З.Ш. на решение Московского городского суда от 18 ноября 2008 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 2 апреля 2002 года № 244-ПП «О финансовом обеспечении проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования в г. Москве».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявительницы Васенина А.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Правительства Москвы Топленинова О.Ю., ГУП «Московская городская служба технического контроля» Артамонова М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда надлежит оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

2 апреля 2002 года Правительством Москвы принято Постановление № 244-ПП «О финансовом обеспечении проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования в г. Москве».

Пунктом 1 данного постановления утвержден порядок установления размеров платы, взимания и распределения денежных средств за проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования (приложение

1).

Васенина З.Ш. обратилась в суд с заявлением об оспаривании названного приложения.

В обоснование своих требований указала на противоречие установленного Правительством Москвы Порядка пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации № 708/61п/126 от 3 августа 2001 года «Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880», а также пунктам 38 и 39 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств».

По мнению заявительницы, оспариваемым актом установлен иной, противоречащий вышеприведенным нормативным правовым актам Российской Федерации, порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, в соответствии с которым не имеющая отношения к проведению такого осмотра Московская городская служба технического контроля собирает денежные средства и сведения о заявительнице, проводит видеонаблюдение при техосмотре транспортного средства и хранит квитанции об оплате проведения техосмотра без её согласия, чем нарушает её право на прохождение государственного технического осмотра в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решением Московского городского суда от 18 ноября 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Васенина З.Ш. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.

31 июля 1998 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 названного Постановления Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. При этом проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Госавтоинспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке лиц.

Проведение государственного технического осмотра транспортных средств в силу пунктов 7 и 8 этого же Постановления осуществляется на платной основе, в связи с чем Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано установить размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, разработать порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств.

Во исполнение данных предписаний Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации Приказом от 03.08.2001 № 708/61н/126 утвердили: порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств; порядок взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств.

Согласно пунктам 4 и 5 раздела II Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного этим Приказом, размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Порядка. В размер платы за проведение государственного технического осмотра включаются: свободная отпускная цена изготовителя талонов о прохождении государственного технического осмотра; затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции, величина которых

не должна превышать 36 рублей; стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такая проверка предусмотрена.

Пунктом 1 оспариваемого приложения 1 к постановлению Правительства Москвы в размер платы за проведение техосмотра включены: стоимость талона о прохождении техосмотра; стоимость работ по проверке технического состояния автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования, что полностью соответствует приведённым выше правилам актов Российской Федерации.

Установленный пунктом 2.2 оспариваемого приложения порядок распределения денежных средств, поступающих в виде платы за проведение работ по проверке технического состояния автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием технического диагностирования, при проведении техосмотра на пунктах, принадлежащих иным организациям, эксплуатирующим пункты техосмотра, также соответствует положениям пунктов 1, 3, 4, 5 Порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 03.08.2001 № 708/61н/126, согласно которым плата за государственный технический осмотр взимается в полном размере перед представлением транспортных средств на осмотр путем наличных или безналичных платежей в банковские учреждения Российской Федерации собственниками или представителями собственников транспортных средств, которые от имени собственников пользуются и (или) распоряжаются транспортными средствами в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплата стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования может производиться непосредственно их исполнителю (пункт 1).

Денежные средства за проведение осмотра перечисляются уполномоченными банковскими учреждениями, привлекаемыми на конкурсной основе, на соответствующие бюджетные счета субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать в субъектах Российской Федерации за счет средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, целевые бюджетные фонды Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для финансирования затрат и развития материально - технической базы специализированных подразделений Государственной инспекции (пункт 3).

Согласно пунктам 4 и 5 вышеназванного Порядка средства, поступающие в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Порядка за проведение осмотра, направляются: целевым назначением на финансирование затрат на проведение осмотра и развитие материально - технической базы специализированных подразделений Государственной инспекции в соответствии со сметой, утверждаемой соответствующим должностным лицом, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; для осуществления расчетов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за работы, выполненные ими в соответствии с договорами на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при осмотре, заключенными с Государственной инспекцией. Перечисление средств на указанные цели осуществляется согласно представленным расчетным документам: в распоряжение специализированных подразделений Государственной инспекции - ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - в порядке и сроки, предусмотренные договорами на участие в проведении проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при осмотре.

Судом установлено, что с организациями, эксплуатирующими пункты техосмотра, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области транспорта - Департаментом транспорта и связи города Москвы заключены трехсторонние договоры на выполнение соответствующих работ, в которых предусматривается, что расчеты с исполнителем производятся от имени заказчика Государственным унитарным предприятием «Московская городская служба технического контроля».

Департамент транспорта и связи города Москвы взаимодействует с ГУП «Московская городская служба технического контроля в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.06.2003 г. № 419-1111 «О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы.

В соответствии с пунктом 4 распоряжения Мэра Москвы от 04.072001 г. № 640-РМ «О проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования» на ГУП «Московская городская служба технического контроля» возложены функции организатора конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования,

В соответствии с пунктом 14 распоряжения Мэра Москвы от 25.07.2005 г. № 219-РМ «О развитии и совершенствовании материально - технической базы Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы по проведению государственного

технического осмотра, регистрационной и экзаменационной работы» на ГУП «Московская городская служба технического контроля» возложены функции заказчика по подбору и оформлению земельных участков под создание пунктов технического осмотра, вопросы реконструкции объектов на земельных участках, арендуемых ГУП, в целях повышения пропускной способности действующих пунктов техобслуживания и улучшения условий приема граждан и др..

Из чего суд сделал обоснованный вывод о том, что ГУП «Московская городская служба технического контроля» также является исполнителем работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования в части организации указанных работ.

Следовательно, положения приложения 1 к постановлению Правительства Москвы соответствуют Порядку взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденному Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации от 03.08.2001 N708/61н/126.

Указаний о проведении видеонаблюдения при техосмотре транспортного средства и порядке хранения квитанций об оплате проведения техосмотра, на что ссылалась Васенина З.Ш. в своем заявлении, оспариваемое приложение не содержит.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе Васениной в удовлетворении заявления следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 56, 67, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 

определила:

 

решение Московск©го\ городского суда от 18 ноября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Васениной З.Ш. - без удовлетворения.

Председательствующие! Суды

Статьи законов по Делу № 5-Г08-109

Производство по делу

Загрузка
Наверх