Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 5-Г09-99

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 сентября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №5-Г09-99

от 28 сентября 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П., судей Калининой Л.А., Макарова Г.В. при секретаре Проскуриной Т.А.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Жмыхова A.B., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Ёгина A.A., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия

 

установила:

 

постановлением Московской городской Думы от 8 июля 2009 г. № 225 на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 3 сентября 2009 года №8/5 Жмыхову A.B. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 по мотиву отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы».

Жмыхов A.B. обратился в суд с заявлением об отмене данного решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

В обоснование требований указал, что не был извещен о дате и месте проведения Собрания по подведению промежуточных итогов выборной компании, на котором было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы. Ранее 20 августа 2009 года заявителю была передана телефонограмма относительно срока сдачи подписных листов. В доме по месту проживания заявителя установлено круглосуточное дежурство, каких-либо обращений к заявителю через дежурного по дому не зарегистрировано, также заявителю не дан письменный отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы. Полагал, что отсутствие подписей не препятствует регистрации его в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы; окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 не принимала у него следующие документы: копию паспорта на 12 листах, первый финансовый отчет, сведения о доходах и имуществе и прочие документы, которые заявитель выслал по почте в ОИК №5 17 сентября 2009 года.

Представители окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 по доверенностям Кузин И.В., Егин A.A. возражали против удовлетворения заявления Жмыхова A.B., полагая его необоснованным, а решение соответствующим требованиям закона.

Решением Московского городского суда от 17 сентября 2009 года Жмыхова A.B. отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит решение подлежащим отмене ввиду отсутствия

оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств по делу, 10 августа 2009 года Жмыхов A.B. представил в окружную избирательную комиссию № 5 заявление в письменной форме о согласии баллотироваться, копию паспорта, копию документа об образовании, копия страхового пенсионного свидетельства (л.д. 17-22). 26 августа 2009 года в 10 часов 50 минут Жмыхову A.B. была передана телефонограмма о доведении до него сведений, что не позднее 18 часов 26 августа 2009 года кандидаты в депутаты Московской городской думы пятого созыва должны представить в окружную избирательную комиссию комплект документов, необходимых для регистрации и требуемое количество подписей избирателей (1% от числа зарегистрированных избирателей - 4377 подписей + 10 % к указанному числу подписей) в поддержку кандидатуры. Также о необходимости представить: - сведения об изменениях в ранее представленных данных (если таковые имеются); - полную копию паспорта гражданина РФ; -сведения о доходах и имуществе по установленной форме; - первый финансовый отчет кандидата; - подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата; - протокол об итогах сбора подписей избирателей в 2-х экземплярах; - список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; -документ, подтверждающий факт оплаты подписных листов (л.д. 25). Факт получения указанной телефонограммы заявителем в судебном заседании не оспаривался.

Уведомлением ОИК № 5 от 2 сентября 2009 года № 122-ОИК окружная избирательная комиссия информировала Жмыхова A.B. о том, что 3 сентября 2009года в 16-00ч. состоится заседание ОИК № 5 в повестке дня которого вопрос о регистрации заявителя, который имеет право присутствовать на заседании (л.д. 26). Из уведомления усматривается, что информация о заседании направлялась телефонограммой заявителю 2 сентября 2009 года в 1000 ч., в 14-00 ч., 16-00 ч. Также уведомление было направлено заявителю с нарочным Кузиным И.В., по адресу заявителя и телефонограммой. Жмыхов A.B. дома отсутствовал.

Согласно части 19 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы в случае отказа в регистрации кандидата, городского списка кандидатов, исключения кандидата из городского списка кандидатов соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из городского списка обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, городской список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа в регистрации, исключения кандидата из городского списка кандидатов.

3 сентября 2009 года ОИК №5 принято решение №8/5 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва Жмыхова A.B.», которое было своевременно направлено заявителю по почте заказным письмом (л.д. 28).

Учитывая, что на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, Жмыховым A.B. не был представлен в полном объеме комплект документов, необходимый для регистрации кандидата, предусмотренный частью 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы, суд обоснованно пришел к выводу о законности решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 3 сентября 2009 года №8/5.

Согласно статье 35 Избирательного кодекса города Москвы, регистрация городского списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы производится Городской комиссией, кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, -соответствующей окружной комиссией, кандидата в депутаты муниципального Собрания, кандидата на должность главы муниципального образования -комиссией муниципального образования. Для своей регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов одновременно представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной комиссией, организующей выборы, а также список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 12 статьи 34 настоящего Кодекса (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 4) первый финансовый отчет кандидата; 5) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Для регистрации городского списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов одновременно представляет в Городскую комиссию следующие избирательные документы:!) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения городского списка кандидатов (если в поддержку выдвижения городского списка кандидатов производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией, а также список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 12 статьи 34 настоящего Кодекса (если в поддержку выдвижения городского списка кандидатов производился сбор подписей); 3) сведения об изменениях, происшедших в городском списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из городского списка кандидатов,

ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 33 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 4) первый финансовый отчет избирательного объединения; 5) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения городского списка кандидатов производился сбор подписей). Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов и других документов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в частях 2 и 3 настоящей статьи времени.

В силу положений статей 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Поскольку заявление принято к производству суда и рассмотрено, доводы жалобы о незаконности выводов суда о нарушении Жмыховым A.B. срока, установленного ст. 89 Избирательного кодекса города Москвы, ч. 2 ст. 260 ГПК

Российской Федерации не могут изменить правовую судьбу вынесенного судебного постановления.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующего спорное правоотношение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном истолковании материального Закона, подлежащего применению по данному делу, на доказательствах, полно и всесторонне проверенных и оцененных судом, а следовательно, оснований для отмены решения в порядке предусмотренном статьей 362 ГПК РФ, не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

 

определила:

 

решение Московского городского суда от 17 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу регистрации Жмыхова A.B. без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 5-Г09-99

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх