Дело № 50-АПГ12-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-АПГ12-2

от 6 июня 2012 года

 

2012 г.

Пикулин И.И. обратился в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 Приложения № 1 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области» к постановлению Правительства Омской области от 25 ноября 2009г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области», предусматривающего нанесение на оборотную сторону электронной транспортной карты фамилии, имени, отчества, даты рождения держателя электронной транспортной карты.

По мнению заявителя, в этой части правовое регулирование противоречит статьям 18, 23 Конституции Российской Федерации, статье 2, пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», поскольку нанесённые на электронную транспортную карту персональные данные свободно читаются в

общественном транспорте третьими лицами с расстояния 1-1,5 метров, что создает условия для нарушения его права и прав несовершеннолетних детей на неприкосновенность частной, личной и семейной тайны.

Правительство Омской области и Губернатора Омской области, привлечённое к участию Министерство труда и социального развития Омской области против удовлетворения требований возражали.

Решением Омского областного суда от 13 марта 2012 г. заявление Пикулина И.И. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Пикулин И.И. просит решение отменить, как вынесенное с нарушением материального и процессуального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не усматривает поводов для отмены решения ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Социальная защита, включая социальное обеспечение находятся совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе многодетных семей.

По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным

федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 данной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счёт и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно положениям пунктов 1,2иЗ статьи 13 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установление порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установление мер социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренных данным Кодексом, а также дополнительных мер социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных данным Кодексом, установление порядка возмещения расходов организациям или индивидуальным предпринимателям по предоставлению льгот отнесено к полномочиям Правительства Омской области в сфере социальной защиты населения.

Судом установлено, что постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (в ред. постановления Правительства Омской области от 24 ноября 2011 г. № 225-п) принято в целях реализации предоставленных Правительству Омской области полномочий пунктом 1 данного постановления приведены категории граждан, проживающих на территории Омской области, получающих меры социальной поддержки по проезду в соответствии с данным постановлением, в подпункте 19 пункта 1 постановления указаны члены многодетных семей.

Подпунктом 1 пункта 3 названного постановления установлена мера социальной поддержки в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления, всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории Омской области.

Согласно пунктам 3 и 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области», утверждённого постановлением Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» (в ред. постановления Правительства Омской области от 24 ноября 2011 г. № 225-п (далее-Порядок) электронная транспортная карта - именная электронная микропроцессорная карта, которая является материальным носителем персональных данных держателя электронной транспортной

карты, данных о его принадлежности к определённой категории граждан, которой в соответствии с областным законодательством предоставляется мера социальной поддержки, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 Порядка, а также является бланком строгой отчетности, подлежащим учёту в соответствии с законодательством.

На лицевой стороне электронной транспортной карты располагается надпись «Омская область».

В соответствии с пунктом 5 Порядка на оборотную сторону электронной транспортной карты наносятся: серия и учётный номер электронной транспортной карты в регистре электронных транспортных карт, который ведётся в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Омской области; дата выпуска электронной транспортной карты; фамилия, имя, отчество, дата рождения держателя электронной транспортной карты, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 Порядка; телефоны Министерства труда и социального развития Омской области; полоса в виде штрихового кода в символике Code 128, содержащая серию и учётный номер электронной транспортной карты в регистре.

Электронная транспортная карта используется в целях реализации права на меры социальной поддержки только гражданином, которому она выдана (пункт 14 Порядка).

Для предоставления меры социальной поддержки гражданин предъявляет документ, подтверждающий право на меру социальной поддержки, и электронную транспортную карту. При этом возможность бесплатного проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования в пределах территории Омской области держателя электронной транспортной карты определяется на основании информации, считанной с электронной транспортной карты при помощи технических средств (транспортных терминалов), и документа, подтверждающего право на меру социальной поддержки (пункты пунктов 17, 18 Порядка).

Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области является Министерство труда и социального развития Омской области, которое производит сбор и обработку персональных данных. Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 2 декабря 2009 г. № 55-п «О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области» утверждена форма заявления о выдаче электронной транспортной карты (приложение №1).

В соответствии с утверждённой формой заявления о выдаче электронной транспортной карты заявитель выражает согласие Министерству труда и социального развития Омской области и уполномоченному государственному учреждению Омской области,

находящемуся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на обработку содержащихся в нём персональных данных, т.е. их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление).

Поскольку использование персональной электронной транспортной карты осуществляется на законной и справедливой основе, содержание и объём используемых персональных данных избыточным не является, фамилия, имя, отчество пользователя электронной транспортной карты относятся к визуальным (незащищённым) сведениям, использование этих сведений ограничено достижением конкретной, заранее определённой и законной цели, а именно предоставлением меры социальной поддержки, оспариваемые заявителем положение регионального законодательства в части указания о нанесении на оборотную сторону электронной транспортной карты персональных данных её держателя не исключают при этом обязанности оператора на получение согласия субъекта персональных данных на их обработку для осуществления возложенных на оператора функций, полномочий и обязанностей, а потому суд обоснованно не усмотрел нарушения прав заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они проверялись судом, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в судебном решении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 13 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционнуюркалосуу Пикулина [скрыто] - без

удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 50-АПГ12-2

Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание
Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 193. Объявление решения суда
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх