Дело № 50-АПГ12-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-АПГ12-3

от 6 июня 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Омска на решение Омского областного суда от 5 марта 2012 г. об отказе Администрации города Омска в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № 1403-03 «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

пунктом 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. №1403-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014

годов» утверждён объём субсидий, подлежащих перечислению из бюджета городского округа город Омск в бюджет Омской области на 2012 год в сумме 1 983 301 123, 00 рубля на 2013 год - в сумме 1 983 301 123, 00 рубля и на 2014 год - в сумме 1 983 301 123, 00 рубля.

Администрация города Омска обратилась в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим этого положения регионального закона, ссылаясь на его противоречие пункту 3 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 3 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в нарушение требований которых, по мнению Администрации города Омска, предусмотрено предоставление бюджету Омской области субсидий из бюджета города Омска на 2013 и 2014 годы, поскольку на момент принятия Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. №1403-03 «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» данные о расчётных налоговых доходах местных бюджетов за эти периоды отсутствовали. Из произведённого заявителем самостоятельного расчёта двухкратный средний уровень по субъекту Российской Федерации составляет 8 264, 92 рубля на одного жителя, уровень расчётных налоговых доходов на одного жителя города Омска - 6 172, 56 рубля, т.е. не превышает двухкратный средний уровень расчётных налоговых доходов, а потому оснований для установления городу Омску каких-либо субсидий в областной бюджет не имелось. Утверждение объёма субсидий в областной бюджет из бюджета города Омска имеет отрицательное значение для городского округа. Исключение из расчётных налоговых доходов города Омска установленной субсидии и её последующее перераспределение в доходы других муниципальных районов приводит к тому, что в Омской области появляются муниципальные районы, уровень расчётных налоговых доходов которых на одного жителя становится больше, чем уменьшенный из-за субсидии уровень расчётных налоговых доходов на одного жителя города Омска.

Губернатор и Законодательное Собрание Омской области, привлечённое к участию в деле Министерство финансов Омской области возражали против удовлетворения заявления Администрации города Омска.

Решением Омского областного суда от 5 марта 2012 г. заявление Администрации города Омска оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Администрация города Омска просит решение суда Омского областного суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы поданы возражения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает доводы

апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявления, Омский областной суд правомерно исходил из того, что утверждённый пунктом 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. №1403-03 «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» объём субсидий, подлежащих перечислению из бюджета городского округа город Омск в бюджет Омской области на 2012 год в сумме 1 983 301 123, 00 рубля на 2013 год в сумме 1 983 301 123, 00 рубля и на 2014 год в сумме - 1 983 301 123, 00 рубля, бюджетные права и интересы муниципального образования городского округа город Омск, предусмотренные частью 4 статьи 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», статьями 138, 142.2 Бюджетного кодекса, не нарушает, субъект Российской Федерации действовал в пределах предоставленной ему компетенции и с соблюдением всех обязательных условий.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации (статья 11). Дополнительные доходы бюджетов муниципальных районов, сформированные за счёт субсидии из бюджета городского округа, подлежащей перечислению в областной бюджет, перечисляются муниципальным районам в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (а не в виде налоговых доходов) которая отражается в местных бюджетах как безвозмездные поступления из бюджетов бюджетной системы (пункт 4 статьи 41). Уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) с учётом указанных в пункте 3 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) не может превышать уровень расчётной бюджетной обеспеченности с учётом соответствующих дотаций иного муниципального района (городского округа), которая до распределения указанных дотаций имел более высокий уровень расчётной бюджетной обеспеченности (абзац пятый пункта 3 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа), за исключением закона (решения) о бюджете (пункт 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель не исключает возможности предусматривать законом субъекта Российской Федерации предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов муниципальных образований, в которых в отчётном финансовом году расчётные налоговые доходы местных бюджетов (без учёта налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что расчёт размера субсидии, подлежащей перечислению из бюджета муниципального образования в областной бюджет, производится по формуле СД =SUM НД j / МО, предусмотренной пунктом 7 статьи 12 Закона Омской области от 27 июля 2007 г. № 947-03 «О межбюджетных отношениях в Омской области», где

СД - средние расчётные налоговые доходы бюджета муниципального образования (без учёта налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) на одного жителя по всем муниципальным образованиям в отчётном финансовом году;

SUM НД j - расчётные налоговые доходы бюджета муниципального образования (без учёта налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) на одного жителя по i-му муниципальному образованию в отчётном финансовом году;

МО - количество муниципальных образований.

При этом расчёт среднего уровня налоговых доходов муниципальных районов на одного жителя осуществляется исходя из суммы уровней расчётных налоговых доходов на одного жителя по каждому из муниципальных районов (городских округов), поделённой на количество муниципальных районов (городских округов).

В связи с этим сумма расчётных налоговых доходов всех муниципальных районов Омской области и городского округа город Омск Омской области на одного жителя согласно расчёту (SUM НД) составила 45 131 рубль; средний уровень расчётных налоговых доходов на одного жителя, полученный путём деления суммы расчётных налоговых доходов всех муниципальных районов Омской области и городского округа город Омск Омской области на одного жителя (45 131 рубль) на количество муниципальных образований (33) - 1 367, 6 рубля.

Основанием для предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов муниципальных районов (городских округов) является превышение уровня расчётных налоговых доходов, установленного субъектом Российской Федерации (для Омской области двухкратный средний уровень по муниципальным районам (городским округам). Данное значение согласно расчёту составляет 2 735,2 рубля (1367,6 х 2).

В городском округе город Омск расчётные налоговые доходы на душу населения в отчётном финансовом году составили 6 173 рубля.

Судом также установлено, что при расчёте размера субсидии, подлежащей перечислению в областной бюджет, использована величина превышения установленного двухкратного уровня расчётных налоговых доходов на одного жителя для городского округа город Омск Омской области по формуле НД - (2*СД)

(6 173 рубля - (2x1367,6 рубля) = 3437 рубля, а также коэффициент, не превышающий значение 0,5, и таким образом, размер субсидии, подлежащей перечислению из бюджета муниципального образования городской округ город Омск Омской области в областной бюджет рассчитан с использованием формулы, указанной в статье 12 Закона Омской области от 27 июля 2007 г. № 947-03 «О межбюджетных отношениях в Омской области», т.е. (ОТ = 0,5 х Н х (НД - (2 х СД):

1 983 301 123 =0,5 х 1 153 971 х (6173-(2х 1367,6).

Именно такой размер субсидии определён пунктом 2 статьи 9 оспариваемого Закона.

Из доказательств по делу усматривается, что расчётные налоговые доходы города Омска в расчёте на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии составляют 4 454 рубля на человека, а максимальный размер среди всех муниципальных районов Омской области составляет 1679 рублей на человека ((7 122 958 267 рублей -1 983 301 123 рублей) /1 153 971 человек) = 4 454, 0 рубля, где:

7 12 958 267 рублей - расчётные налоговые доходы за 2010 год (без дополнительного норматива) с учётом суммы отрицательного трансферта;

1 983 301 123 рубля - спорная субсидия;

1 153 971 человек - численность населения города Омска на 1 января 2011 года.

Поскольку субсидии из бюджета городского округа города Омск, перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации, учтены в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов, объём субсидий, подлежащих перечислению из бюджета городского округа город Омск в бюджет Омской области, рассчитан пропорционально превышению расчётных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; объём указанной субсидии для городского округа город Омск в расчёте на одного жителя не превышает 50 процентов разницы между расчётными налоговыми доходами местного бюджета (без учёта доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчёте на одного жителя и двухкратный средний уровень расчётных налоговых доходов в расчёте на одного жителя в отчётном финансовом году; расчётные налоговые доходы городского округа города Омск в расчёте на

одного жителя после исключения межбюджетной субсидии, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не ниже расчётных налоговых доходов в расчёте на одного жителя иного муниципального образования Омской области, которое до исключения указанной межбюджетной субсидии имело более низкий уровень расчётных налоговых доходов в расчёте на одного жителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда полагает выводы суда о соответствии федеральному законодательству рассчитанного органами государственной власти Омской области размера субсидии, подлежащей перечислению из бюджета муниципального образования город Омск в областной бюджет, обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правовую судьбу постановленного решения, все они проверены и оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального Российской Федерации и не находят своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 5 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционнуюрщало0у Администрации города Омска - без удовлетворения.

Председательствующий Судь!

Статьи законов по Делу № 50-АПГ12-3

ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
БК РФ Статья 138. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением)
БК РФ Статья 142.2. Субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов
БК РФ Статья 169. Общие положения

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх