Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 50-Г09-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-Г09-10

от 5 августа 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.

при секретаре Проскуриной Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности - | Российской академии сельскохозяйственных наук на решение Омского областного от 12 мая 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления названного юридического лица о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в части утверждения кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 в размере 41 174 330,39 рублей - п. 61175 таблицы «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя ГУП «Спецмясомолмонтаж» -Репиной Л.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Министерства имущественных отношений

Омской области - Баланова О.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36. Постановление опубликовано в газете «Омский вестник» 25 декабря 2007 года.

В названный акт постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п внесены изменения, с публикацией в газете «Омский вестник», № 141, 30 ноября 2008 года.

ГУП «Спецмясомолмонтаж» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного нормативного правового акта (с учетом изменений) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 (подпункт 61175 Приложения «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году).

Заявитель указал, что ему на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит указанный земельный участок, площадью 15120,00 кв.м., расположенный в составе земель населенных пунктов. Оспариваемое постановление в части утверждения кадастровой стоимости участка в размере 41 174 330,39 рублей противоречит статье 66 Земельного кодекса РФ, постановлениям Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и № 945 от 25.08.1999 года «О государственной кадастровой оценке земель» и № 206 от 22.04.2006 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель». По мнению заявителя, неправомерно заказчиком проведения государственной кадастровой оценки выступило муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Данные полномочия отнесены к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. В связи с чем, контракт № 18/07-зем. от 01.08.2007 года на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд был заключен в нарушение закона и является ничтожной сделкой. Также заявитель считает, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка не может превышать экономических показателей ее рыночной оценки, составляющей 3 800 000 рублей. Кадастровая стоимость земельного

участка превышает его рыночную стоимость в 10 раз. Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» при проведении работ по определению кадастровой стоимости нарушены требования пунктов 1.4, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39. Не были осуществлены действия, направленные на сбор необходимой, достаточной и достоверной рыночной информации. В связи с принятием оспариваемого акта и утверждением новой кадастровой стоимости земельного участка, в два раза возросли налоговые обязательства заявителя.

Решением Омского областного суда от 12 мая 2009 года в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, сославшись на то, что не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, допущено нарушение норм материального и процессуального права,

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении вышеуказанного заявления, суд исходил из вывода о том, что не имеется предусмотренных законом оснований для признания недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Вывод суда мотивирован тем, что при принятии оспариваемого акта исполнительным органом Омской области не допущено нарушений федерального законодательства, которые повлияли бы на выводы о результатах государственной кадастровой оценки.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.

Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и

распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 того же Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли

Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а Приказом от 28 июня 2007 года № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Судом установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Омской области проведено в рамках действующих административных процедур, оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 (с последующими изменениями), Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года №39.

Также установлено, что доводы заявителя в части выбора тех или иных факторов стоимости, объектов-аналогов, применения поправок фактически направлены на проверку целесообразности утвержденных постановлением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска применительно к среднему удельному показателю кадастровой стоимости по виду разрешенного использования № 9 в кадастровом квартале 55:36:10 09 01:0004.

При этом суд правильно сослался на разъяснения, данные в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких данных вывод в решении суда о непротиворечии оспариваемого нормативного правового акта федеральным нормам является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

По существу доводы жалобы сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела и иному истолкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше мотивам.

Нельзя согласиться и с доводами о том, что оспариваемое постановление незаконно постольку, поскольку утвержденная им кадастровая стоимость земельного участка повлекла увеличение налоговых обязательств ГУП «Спецмясомолмонтаж». В действительности земельный налог, являясь местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом последние определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ и, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 которого, должны учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате земельного налога. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность установления налоговых льгот, в том числе размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка. Таким образом, фактически налоговая нагрузка на налогоплательщиков устанавливается на основании нормативного правового акта о налогах и льготах, а не оспариваемого нормативного правового акта.

В силу изложенного, руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 12 мая 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП «Спецмясомолмонтаж» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 50-Г09-10

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх