Дело № 50-Г09-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-Г09-9

от 5 августа 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.

при секретаре Проскуриной Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Омский экономический институт» на решение Омского областного от 15 мая 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Омский экономический институт» о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 09:1008 в размере 739.570.318, 30 рублей (пункт 62869 приложения «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году»).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Омский экономический институт» Репиной Л.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Министерства имущественных отношений Омской области Баланова О.Ю., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры

Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены соответствующие результаты государственной кадастровой оценки земель. В приложении к постановлению содержатся средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования в пределах кадастровых кварталов.

Постановлением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п в названное постановление внесены изменения, приложение дополнено таблицей «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенного пункта города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году», содержащей кадастровую стоимость конкретных земельных участков.

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Омский экономический институт» обратилась в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 193-п в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 09:1008 в размере 739.570.318,30 рублей.

Заявитель указал, что является собственником названного земельного участка, площадью 50.930 кв.м, на основании договора купли-продажи от 7 декабря 2007 года. Оспариваемое постановление в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка в размере 739.570.318,30 рублей противоречит статье 66 Земельного кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и приказу Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», в частности, Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков нарушены требования пунктов 1.4., 2.2.5., 2.2.6. названных Методических указаний, не были осуществлены действия, направленные на сбор необходимой, достаточной и достоверной рыночной информации.

Заказчиком государственной кадастровой оценки земель выступило муниципальное образование городской округ город Омск, в то время как названные государственные полномочия отнесены к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночной стоимости. В соответствии с отчетом об определении стоимости имущества № 322/08 от 23 октября 2008 года рыночная стоимость земельного участка составляет 161.200.000 рублей, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость в 4,5 раза.

Решением Омского областного суда от 15 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Омский экономический институт» ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и недоказанностью установленных судом обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при принятии оспариваемого постановления не допущено нарушений федерального законодательства, которые повлияли бы на выводы о результатах государственной кадастровой оценки земель.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела и оснований для несогласия с ним Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.

Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в

иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом от 28 июня 2007 года № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Судом установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Омской области проведено в рамках действующих административных процедур, оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями статьи 66 Земельного кодекса РФ, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 000 года № 316, Методических указаний по

государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39. Отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Из актов проверки следует, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования город Омск соответствует Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39, какие-либо нарушения Методических указаний отсутствуют.

Судом проверены и признаны несостоятельными доводы заявителя о нарушении норм федерального законодательства. Суждения суда по доводам заявителя имеются в решении суда и являются, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, правильными.

Судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

По существу доводы жалобы сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела и неправильному толкованию норм материального права, поэтому не могут повлечь отмену решения суда.

Что касается довода кассационной жалобы об отсутствии у муниципального образования городской округ город Омск полномочий на заключение контракта на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск с ФГУП «ФКЦ «Земля», то этот довод также являлся предметом проверки суда. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что названное обстоятельство не нарушает прав заявителя, поскольку не влияет на правильность результатов государственной кадастровой оценки земель, проведенной в соответствии с процедурой, установленной федеральным законодательством

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Омского областного суда от 15 мая 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Омский экономический институт» - без удовлетворения.

Председатель;

вующии

Статьи законов по Делу № 50-Г09-9

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх