Дело № 50-Г11-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №50-Г11-7

от 6 июля 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 июля 2011 г. дело по кассационным жалобам губернатора и Законодательного Собрания Омской области на решение Омского областного суда от 26 апреля 2011 г., которым удовлетворены заявления администрации г. Омска и Катковой A.B. о признании недействующим Приложения № 5 «Расчёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции от 28 декабря 2010 г.).

в соответствии с пунктом 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан») состоящие на

регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 15.1, 16 данного Кодекса Омской области предусмотрено, что Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей- сирот; стоимость 1 кв.м не может превышать среднюю стоимость 1 кв.м общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области, определяемую органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса.

Объём субвенций на очередной финансовый год на указанные цели определяется законом Омской области об областном бюджете.

Расчёт объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, производится (согласно Приложению № 5 к данному Закону) по формуле:

33

VI = Та + ((V - ЪХМЩ X (41 / Ч)), где: ?=1

VI - объём субвенции местному бюджету городского округа (муниципального района) Омской области (далее - муниципальное образование Омской области);

Тл - средняя стоимость 1 жилого помещения, предоставляемого при обеспечении жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты), на территории 1-го муниципального образования Омской области, рассчитываемая по формуле:

7л [скрыто] X 33, где:

Б! - средняя стоимость 1 кв.м общей площади жилья на территории 1-го муниципального образования Омской области, определяемая органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим управление в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса;

33 - норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам;

V - общий объём субвенций местным бюджетам муниципальных образований Омской области на очередной финансовый год, определяемый законом Омской области об областном бюджете;

41 - количество детей-сирот, состоящих на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в 1-м муниципальном образовании Омской области, чье право на обеспечение жилыми помещениями возникло до начала текущего финансового года, а также возникнет в текущем финансовом году, по данным на 1 июля года, предшествующего году выделения субвенции;

Ч - количество детей-сирот, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории Омской области, чьё право на обеспечение жилыми помещениями возникло до начала текущего финансового года, а также возникнет в текущем финансовом году, по данным на 1 июля года, предшествующего году выделения субвенции.

Первоначальный текст всего документа опубликован в изданиях «Омский вестник», от 8 июля 2008 г., № 73 «Ведомости Законодательного Собрания Омской области», 2008 г., № 2 (57), часть II, ст. 3728.

Оспариваемое Приложение № 5 в оспариваемой редакции опубликовано в газете «Омский вестник» от 31 декабря 2010 г., № 95 и вступило в силу с 1 января 2011 г.

Администрация г. Омска обратилась в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу поименованного Приложения № 5 к Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, сославшись на его противоречие пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацу 5 пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считая, что содержащаяся в оспариваемом приложении методика расчета общего объёма субвенций делает невозможным исполнение органом местного самоуправления городского округа г. Омск в полном объёме переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, поскольку не учитывает реальной потребности муниципального образования в денежных средствах, необходимых для обеспечения всех детей-сирот, состоящих на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

предоставляемых по договорам социального найма, в данном муниципальном образовании, а производит деление имеющихся денежных средств, предусмотренных в бюджете Омской области на соответствующие цели, между всеми муниципальными образованиями Омской области.

С заявлением в Омский областной суд обратилась Каткова A.B., которая также просила признать недействующим Приложение № 5 «Расчёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 4 июля 2008 г. №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

В обоснование заявления сослалась на нарушение оспариваемой методикой её прав на жилище, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающим право указанной категории лиц на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Определением от 22 апреля 2011 г. гражданские дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Утверждая, что оспариваемые заявителями положения права заявителей не нарушают, каким-либо нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, не противоречат, Законодательное Собрание Омской области, губернатор Омской области, привлечённое к участию в деле министерство образования Омской области возражали против удовлетворения заявлений администрации г. Омска и Катковой A.B.

Решением от 26 апреля 2011г. Омского областного суда заявления администрации г. Омска и Катковой A.B. удовлетворены в полном объёме, Приложение № 5 к Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, устанавливающее расчёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 указанного Кодекса, признано недействующим.

В кассационных жалобах губернатор и Законодательное Собрание Омской области просят решение суда первой инстанции отменить.

Изучив доводы кассационных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене как основанное на неправильном толковании норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в силу подпунктов 24 и 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). При этом в силу пункта 6 статьи 26.3 этого же Федерального закона законами субъекта Российской Федерации в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вышеуказанных вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий (статья 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления

отдельными государственными полномочиями. Законы должны содержать порядок расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.

В силу статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти; собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учётом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.

В части, касающейся распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, указанные методики должны соответствовать требованиям

нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, наделяющих органы местного самоуправления отдельными полномочиями федеральных органов государственной власти.

Анализ оспариваемого Приложения № 5 к Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системной взаимосвязи с поименованными федеральными нормами приводит к выводу о том, что формула, по которой рассчитывается данный вид субвенции, в полной мере является ясной и определённой, предусмотренный федеральным законодателем принцип распределения субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации оспариваемой формулой не отменяется и не изменяется. Во всяком случае, субвенции, рассчитываемые с использованием данной методики, позволяют предоставлять гражданам, указанным в пункте 15 статьи 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, жилое помещение соответствующего размера, отвечающего требованиям пригодности для постоянного проживания, по ценам, существующим на рынке жилья в г.Омске в названный период времени, на что указывают объективные условия и нормативы, лежащие в основе этой методики.

Поэтому доводы заявителей, сводящиеся к тому, что оспариваемыми положениями в нарушение вышеприведённых федеральных норм уменьшен объём финансовых обязательств субъекта Российской Федерации в связи с передачей государственных полномочий органам местного самоуправления, являются несостоятельными.

Объём же субвенций местным бюджетам муниципальных образований Омской области, необходимый для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий субъекта Российской Федерации, определяется законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а потому оспариваемая методика не может свидетельствовать о недофинансировании субъектом Российской Федерации переданных органам местного самоуправления полномочий.

В такой ситуации суду надлежало отказать в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку выводы суда о несоответствии оспариваемых положений федеральному законодательству основаны на неправильном толковании норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение, Судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.

Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела в кассационном порядке оспариваемый нормативный правовой акт не действует, так как Законом Омской области от 2 июня 2011 г. № 1359-03 «О внесении изменения в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» он изложен в новой редакции, Судебная коллегия считает необходимым прекратить производство по данному делу в силу отсутствия предмета судебного контроля.

По смыслу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом судебного обжалования могут выступать

лишь такие нормативные правовые акты, которые являются действующими и влекущими нарушение прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362, частью 1 статьи 220, пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 26 апреля 2011 г. о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложения № 5 «Расчёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий, предусмотренных пунктом 15 статьи 44 настоящего Кодекса» к Закону Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) отменить, производство по делу прекратить.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 50-Г11-7

ГПК РФ Статья 134. Отказ в принятии искового заявления
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
БК РФ Статья 140. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх