Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 51-АПГ12-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 октября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 51-АПГ12-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 10 октября 2012 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
при секретаре Аверине A.B.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам управления лесами Алтайского края, Федерального агентства лесного хозяйства на решение Алтайского краевого суда от 25 июня 2012 г. о признании недействующими отдельных положений лесохозяйственного регламента Залесовского лесничества Алтайского края, утверждённого приказом управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 161 (в редакции приказа управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года №395).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Сухановой Л.В. - представителя Управления лесами Алтайского края, Малышевой Е.С. - представителя Федерального агентства лесного хозяйства, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

лесохозяйственный регламент Залесовского лесничества Алтайского края утверждён приказом управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года №161. В целях внесения изменений в Лесохозяйственный регламент Залесовского лесничества в конце 2011 года управлением лесами Алтайского края был подготовлен проект новой редакции лесохозяйственного регламента и в установленном порядке размещён на 2 официальном сайте Алтайского края. После доработки лесохозяйственный регламент утверждён в новой редакции приказом управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 г. № 395 «О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Залесовского лесничества Алтайского края».

Опубликован лесохозяйственный регламент в Сборнике законодательства Алтайского края № 190 №5 2012 года. Согласно сообщению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 8 июня 20012 г. № 02-07/2572 нормативный акт включён в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации от 18 мая 1012 г. (т.1, л.д.90).

Согласно оспариваемому прокурором подразделу «Петеневское» подпункта «а» пункта 1.2 таблицы 1.1.4. лесохозяйственного регламента Залесовского лесничества, утверждённого приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 гогда № 161 (с последующими изменениями), части кварталов 3-29, 31, 33-36, 39, 40, 47, 48 Хвощёвского лесничества Залесовского лесхоза и кварталов 5, 10, 11, 18, 25, 29-31, 40, 41, 47, 48, 54, 55, 58-60 Петеневского лесничества Залесовского лесхоза. В соответствии с подразделом «Петеневское» пункта 2 этой же таблицы к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки в части кварталов 1, 2, 30, 57, 38, 41-46, 49-56 и кварталов 3-29, 31-36, 39, 40, 47, 48 Хвощёвского лесничества Залесовского лесхоза, а также кварталы 1-4, 6-9, 12-17, 19-24, 26-28, 32-39, 42-46, 49-53, 56, 57 и часть кварталов 5, 10, 11, 18, 25, 29-31, 40, 41, 47, 48, 54, 55, 58-60 Петеневского лесничества Залесовского лесхоза включены в состав защитных лесов (ценных лесов).

Прокурор Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации обратился в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подраздела «Петеневское» пункта 2 таблицы 1.1.4 в части кварталов 7, 8, 13, 16,20- 24 Хвощёвского лесничества Залесовского лесхоза, в части цифровых обозначений «5», «10», «11», «18», «29-31», «40», «41», «47», «48», «54», «55», «56», «57», и в части кварталов 6, 7, 8 12, 13, 14, 19, 20, 21, 32, 33, 34, 35, 36, 42, 43, 49, 50 Петеневского лесничества Залесовского лесхоза; абзацы 3-10 подраздела «Очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков» раздела 2.1.1 главы 2 в части слов «сбор порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный сезон обязателен для применения в местах рубок (лесосеках): 1) расположенных: - в лесах зелёных зон; в сосновых, лиственничных лесных насаждениях на сухих и свежих почвах; - в сосновых, лиственничных лесных насаждениях, находящихся на расстоянии не более 200 м от железных и шоссейных дорог и до 1,5 - 2 км от населённых пунктов; - на других опасных в пожарном отношении лесных участках, устанавливаемых управлением лесами Алтайского края; в очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину; 2) предназначенных под искусственное лесовосстановление» лесохозяйственного регламента Залесовского лесничества Алтайского края. 3 В обоснование заявления прокурор Алтайского края ссылался на то, что лесохозяйственный регламент Залесовского лесничества, утверждённый приказом управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года №161, в оспариваемой им части установлен с превышением компетенции субъекта Российской Федерации и противоречит Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закону Алтайского края от 18 декабря 1996 г. № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае», Лесному кодексу Российской Федерации.

В частности, прокурор Алтайского края утверждал о неправомерном отнесении лесных участков, включённых в состав заказника «Залесовский», по целевому назначению к эксплуатационным лесам. В результате такого регулирования лесных участков, включённых в состав заказника Залесовский» повлекло в нарушение требований федерального законодательства осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определённых федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Представители Управления лесами Алтайского края Суханова Л.В. и Чернышов СП. возражали против заявленных требований, утверждали, что приказами Рослесхоза как уполномоченного органа государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений от 29 октября 2008 г.

№329 «Об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» и от 26 апреля 2010 г. № 143 «Об отнесении лесов на территории Алтайского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» леса, включённые в состав заказника «Залесовский», к моменту внесения изменений в лесохозяйственный регламент отнесены к эксплуатационным. Считали оценку прокурором данных приказов Рослесхоза как нормативных правовых актов неправильной, по мотиву того, что эти приказы Рослесхоза не обладают обязательными признаками нормативности и не содержат правовых норм общеобязательных предписаний. При издании названных приказов Рослесхоз был осведомлён о заказниках регионального значения в том числе о заказнике «Залесовский» на территории Алтайского края.

Настаивали на том, что распределение лесов по целевому назначению в лесохозяйственном регламенте носит информативный характер.

Вышеуказанные приказы Рослесхоза являются действующими, ими следует руководствоваться и указывать, ссылаясь на них, информацию о распределении лесов. Утверждая регламент, управление лесами Алтайского края руководствовалось материалами лесоустройства, а именно Лесным планом Алтайского края, утверждённым Губернатором Алтайского края и проектом организации развития лесного хозяйства, разработанным в 1996 4 году Государственным специализированным предприятием «Воронежлеспроект».

Анализ законодательства об особо охраняемых природных территориях, Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации, по мнению представителя управления лесами Алтайского края, даёт основание для вывода о невозможности создания и существования региональных особо охраняемых природных территорий на федеральных землях. Заказник расположен на федеральных землях.

Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками законодательство распределяет применительно к уровню собственности на них. Лесохозяйственный регламент Залесовского лесничества в части установления обязательного способа сжигания порубочных остатков в определенных местах рубок не противоречит лесному законодательству.

Заготовка древесины осуществляется в соответствии с Правилами заготовки древесины (в момент разработки регламента в редакции приказа № 392 - утверждёнными приказом МПР России от 16 июля 2007 г. № 184), в соответствии с пунктом 61 которых одновременно с заготовкой проводится очистка мест рубок от порубочных остатков. Аналогичная норма содержится и в пункте 39 Правил санитарной безопасности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, согласно которому при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.

Кроме того, очистка лесосек от порубочных остатков должна осуществляться с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417. Вместе с тем перечисленными нормативными актами, не предусмотрена безусловная возможность выбора различных способов очистки мест рубок от порубочных остатков именно лицами, осуществляющими использование лесов. В условиях отсутствия соответствующего регулирования вопросов выбора способов очистки мест рубок на федеральном уровне, управление установило в нормативном правовом акте регионального уровня - лесохозяйственном регламенте Залесовского лесничества - требования к обязательному сжиганию порубочных остатков применительно к условиям данного лесничества. При этом, устанавливая способ очистки в виде сбора порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный сезон на конкретно обозначенных местах рубок, Управление руководствовалось следующими документами: Правилами рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах Западной Сибири и Наставлениям по рубкам ухода в лесах Западной Сибири, утверждённым приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 октября 1993 г. № 292.

Решением Алтайского краевого суда от 25 июня 2012 г. заявление прокурора удовлетворено. Признаны противоречащими федеральному 11 к выводу о том, что отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплутационным лесам находится за рамками компетенции Рослесхоза.

В связи с тем, что приказы Рослесхоза, на которые ссылается Управление лесами Алтайского края в обоснование правомерности издания оспариваемых прокурором положений лесохозяйственного регламента Залесовского лесничества Алтайского края, официально не опубликованы и не прошли государственную регистрацию, неприменение их судом по настоящему делу является обоснованным.

Других доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приводится.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Алтайского краевого суда от 25 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления лесами Алтайского края и Федерального агентства лесш это хозяйства - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 51-АПГ12-12

ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх