Дело № 53-АД14-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 марта 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 53-АД14-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 28 марта 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу Боровцова С Н на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края от 15 марта 2013 г., решение судьи Майского районного суда Красноярского края от 17 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Красноярского краевого суда от 13 сентября 2013 г., вынесенные в отношении Боровцова С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края от 15 марта 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Майского районного суда Красноярского края от 17 апреля 2013 г. и постановлением заместителя председателя Красноярского краевого суда от 13 сентября 2013 г., Боровцов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Боровцов С.Н. просит об отмене вынесенных в отношении его судебных актов и прекращении производства по делу.

Изучив истребованное из судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края дело об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене.

В соответствии со статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ) привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона № 273-ФЗ гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое даётся в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора.

В частности, к таким должностям, согласно Закону Красноярского края от 20 декабря 2005 г. № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» и Закону Красноярского края от 9 июня 2005 г. № 14-3514 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Красноярского края», относится должность секретаря судебного участка.

Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ при заключении с названными лицами трудовых договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Привлекая Боровцова С.Н. к административной ответственности, и.о. мирового судьи судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края установил, что 29 сентября 2011 г. администрации МО Шалинский сельсовет Майского района Красноярского края на неопределённый срок заключён трудовой договор с Б , которая до заключения данного трудового договора состояла на государственной службе и занимала должность судебного участка на судебном участке № в районе Красноярского края. Однако в нарушение части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в десятидневный срок с момента заключения трудового договора Боровцовым С.Н. не направлено уведомление о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в агентство по обеспечению деятельности мировых судей администрации Красноярского края.

На основании изложенного мировой судья пришёл к выводу о наличии в действиях Боровцова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С такими выводами и.о. мирового судьи судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края согласиться нельзя.

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Закона № 273-ФЗ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта «е» пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.

Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

В соответствии с приказом от 28 сентября 2011 г. № агентства по обеспечению деятельности мировых судей администрации Красноярского края, Б освобождена от должности судебного участка на судебном участке № в районе Красноярского края и уволена с государственной гражданской службы Красноярского края (л.д. 17).

29 сентября 2011 г. администрацией МО Шалинский сельсовет Майского района Красноярского края, в лице Боровцова С.Н., с Б заключён трудовой договор, согласно которому она принята на работу на должность - администрации МО Шалинского сельсовета Майского района Красноярского края (л.д. 8-9).

Поскольку должность - администрации МО Шалинского сельсовета Майского района Красноярского края, на которую была принята Б , относится к должности муниципальной службы, следовательно, в действиях Боровцова С.Н. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края от 15 марта 2013 г., решение судьи Майского районного суда Красноярского края от 17 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Красноярского краевого суда от 13 сентября 2013 г., вынесенные в отношении Боровцова С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Боровцова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу Боровцова С Н удовлетворить.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 98 в Майском районе Красноярского края от 15 марта 2013 г., решение судьи Майского районного суда Красноярского края от 17 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Красноярского краевого суда от 13 сентября 2013 г., вынесенные в отношении Боровцова С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда В , П Российской Федерации * Меркулов

Статьи законов по Делу № 53-АД14-1

КоАП РФ Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх