Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 (906) 068-4949
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 9
Телефон: 8 923 308 00 82


Дело № 53-АПГ15-40

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 июля 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 53-АПГ15-40

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 22 июля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейХаменкова В.Б. и Николаевой О.В.
при секретареМакаровой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Форт Нокс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе ООО «Форт Нокс» на решение Красноярского краевого суда от 10 февраля 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Форт Нокс» (далее - общество) обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:500400130:1529 и 24:50:0400130:1530, расположенными по адресу: город Красноярск, ул. Взлетная, в размерах, равных их рыночной стоимости 7 637 000 рублей и 10 665 000 рублей соответственно.

Заявитель полагает, что утвержденная кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость и нарушает его права как налогоплательщика земельного налога.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Правительство Красноярского края, администрация города Красноярска.

Решением Красноярского краевого суда от 10 февраля 2015 г. отказано в удовлетворении заявления ООО «Форт Нокс» об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере их рыночной стоимости.

В апелляционной жалобе ООО «Форт Нокс» просит отменить судебный акт, и принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «Форт Нокс» является собственником земельных участков расположенных по адресу: город Красноярск, ул. Взлетная, с кадастровыми номерами 24:500400130:1529, площадью 3 961 кв.м. и 24:50:0400130:1530, площадью 5734 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 сентября 2013 г. Кадастровая стоимость земельных участков составляет 32 178 649 рублей 7 копеек и 46 582 270 рублей 58 копеек соответственно.

В соответствии с отчетом от 09 июля 2014 г. № 1073, составленным оценщиком М рыночная стоимость названных земельных участков по состоянию на 1 января 2011 года определена в размере 7 367 000 рублей (земельный участок с кадастровым номером 24:500400130:1529) и 10 665 000 рублей (земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:1530).

Согласно экспертному заключению от 04 августа 2014 г. № 03-14-10-42, подготовленному некоммерческим партнерством организацией оценщиков «Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков», названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отклонено заявление ООО «Форт Нокс» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (решение Комиссии от 01 декабря 2014 года № 25).

Не согласившись с решением Комиссии, ООО «Форт Нокс» обратилось в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что они были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:50;0400130:73 и сведения о них, как ранее не учтенных объектах, были внесены в государственный кадастр недвижимости 28 мая 2013 года. Тогда же была установлена их кадастровая стоимость.

Поскольку заявитель не представил суду данные о рыночной стоимости земельных участков на 28 мая 2013 года, суд отказал обществу в удовлетворении требований.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства, подтверждаются материалами дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная з стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.

В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель.

Из анализа положений упомянутых норм законодательства об оценочной деятельности следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.

Согласно данным кадастровых паспортов от 15 сентября 2014 года земельные участки поставлены на кадастровый учет 28 мая 2013 года, их кадастровая стоимость составляет 32 178 649 рублей 9 копеек и 46 582 270 рублей 58 копеек соответственно. Вид разрешенного использования земельных участков установлен «для использования в целях эксплуатации нежилых зданий складского, торгового назначения и гаражей».

Кадастровая стоимость земельных участков определена органами кадастрового учета на основании удельного показателя, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 г. N 708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края». В связи с этим датой определения кадастровой стоимости спорных земельных участков в силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении вида разрешенного использования - 28 мая 2013 года.

Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

По заданию ООО «Форт Нокс» оценщиком М подготовлен отчет от 09 июля 2014 года № 1073, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01 января 2011 года, то есть на дату, отличную от даты внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости, которые послужили основанием для определения их кадастровой стоимости.

Судебная коллегия полагает ошибочным и не соответствующим положениям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности довод заявителя о том, что датой на которую определяется рыночная стоимость нового участка следует считать дату на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.

Кроме того, из отчета следует, что оценка принадлежащих обществу земельных участков производилась методом сравнения продаж с использованием сведений об аналоговых объектах оценки на 01 января 2011 года, что исключает возможность использования результатов оценки для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на 28 мая 2013 года.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отчет от 09 июля 2014 года № 1073 не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости принадлежащих ООО «Форт Нокс» земельных участков на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форт Нокс» - без удовлетворения.

Председательствующий б

Статьи законов по Делу № 53-АПГ15-40

ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх