Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 55-АПГ14-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 февраля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 55-АПГ14-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 26 февраля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоПирожкова В.Н.,
судейКалининой Л.А. и Ерёменко Т.И.
при секретареДарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО «УК «Наш дом» на 2013 год».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданяна М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом» (далее - ООО «УК «Наш дом») обратилось в суд с заявлением о признании Приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО «УК «Наш дом» на 2013 год» недействующим, ссылаясь на его противоречие статьям 3, 8, 9, Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пунктам 18, 21, 24, 26, 27 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В обоснование заявления указано, что в соответствии с Протоколом №177 заседания Правления Комитета от 27 ноября 2012 г. регулирующим органом применён метод экономических затрат, не предусмотренный федеральным законодательством.

Заявитель также подчёркивал, что приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 8 августа 2012 года № 86-п утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, приложением № 3 к которому установлены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, куб.м на 1 человека в месяц. При этом приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2012 года № 278-к «О тарифе на горячую воду для ООО «УК «Наш дом» на 2013 год» установлен на 2013 год тариф на горячую воду с календарной разбивкой, приложением № 1 к которому утверждены основные показатели производственной программы ООО «УК «Наш дом» в сфере горячего водоснабжения на 2013 год.

Ссылаясь на положения пункта 73 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, в силу которых объём горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объёме сточных вод абонента, и приводя цифровые составляющие из названных выше приказа № 214-к и приказа № 278-к, податель заявления настаивал на том, что исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при утверждении тарифа на водоотведение и очистку сточных вод произвольно завышен объём сточных вод, передаваемых на очистку другим канализациям, - на 65 550 куб.м. Кроме того, по мнению заявителя, в соответствии с расчётом ООО «УК «Наш дом» на 2013 год имеет место необоснованное занижение объёма реализации холодной воды.

Таким образом, по утверждению заявителя, оспариваемый им приказ № 214-к нарушает права и законные интересы ООО «УК «Наш дом» в сфере предпринимательской и хозяйственной деятельности, устанавливает обязанность по предоставлению потребителям услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по тарифам, установленным с нарушением действующего федерального законодательства.

В судебном заседании представитель ООО «УК «Наш дом» Пешков А.А., поддержав заявленные требования, подчеркнул, что обществом была разработана производственная программа и представлена в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия в числе прочих документов для утверждения тарифа, какие - либо изменения в производственную программу не вносились и заявителю внести изменения не предлагалось, данный документ был принят за основу тарифного дела, экспертиза указанных документов не проводилась, однако Комитет при установлении тарифов оспариваемым приказом самостоятельно рассчитал объём, подлежащий применению при установлении тарифа. Оспариваемый приказ противоречит пунктам 20 и 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Фактически был применён метод фиксированных тарифов, такой метод предусмотрен законодательством, однако, по мнению представителя, не соответствует нормам сам порядок установления тарифа. Нарушены такие принципы основ регулирования тарифов, как баланс интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций; финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ, полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ, предусмотренные пунктами 1, 2 и 5 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Представитель Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданян М.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года заявление ООО «УК«Наш дом» удовлетворено. Приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к «О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО «УК «Наш дом» на 2013 год» признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданян М.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе ООО «УК «Наш дом» в удовлетворении заявленных требований. Суть доводов сводится к воспроизведению представленных в суд первой инстанции возражений.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Основаниями для отмены в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит поводов для отмены решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального закона, регулирующего спорное правоотношение.

В силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой и технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Показателями надёжности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются показатели, применяемые для контроля за использованием обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов. Предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года. Сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приёма таких вод. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункты 2, 4, 9,17, 18.1, 19 23 статьи 2).

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2 статьи 3).

Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов в этой сфере регламентированы главой 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Так, согласно частям 1 и 7 статьи 31 данного Федерального закона к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, приём и транспортировка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учёт и раздельный учёт расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, порядком ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 12 названного Федерального закона).

По мысли федерального законодателя, расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: 1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчёт осуществляется с учётом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ; 2) методом индексации. Расчёт осуществляется с учётом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги; 3) методом доходности инвестированного капитала. При расчёте тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками; 4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчёт осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьёй, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. По решению Правительства Российской Федерации переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются органом регулирования тарифов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

При расчёте тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесённые организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истёкшем периоде регулирования, не учтённые при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истёкшем периоде регулирования.

При расчёте тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы таких организаций, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных или многоставочных тарифов в порядке, определённом основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определённом основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 4 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, данным постановлением установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», не применяются со дня вступления в силу этого постановления.

Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год установлены согласно приложению к приказу Федеральной службы по тарифам от 25 октября 2012 года № 250-э/2.

Как следует из обстоятельств дела, заявителем оспариваются тарифы, утверждённые приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года, т.е. расчёт которых произведён на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», приказа ФСТ России от 25 октября 2012 года № 250-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год», Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 года № 47, Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Минрегиона России от 10 октября 2007 года № 101.

При этом судом установлено и не оспаривается представителем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, что при расчёте тарифов для ООО «УК «Наш дом» учтены тарифы, используемые для расчёта платы граждан (потребителей коммунальных услуг) за коммунальные услуги по водоснабжению и очистке сточных вод в 2013 году и утверждённые приказом Комитета от 27 ноября 2012 года № 212-к «О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО «Абаза - Энерго».

Данный приказ решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 сентября 2013 года (дело № А74-2683/2013) признан недействующим.

При таких обстоятельствах судом справедливо удовлетворены требования ООО «УК «Наш дом» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к.

Иное означало бы произвольное установление регулирующим органом тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу решения суда первой инстанции. Все доводы были предметом судебного разбирательства, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в обжалуемом решении.

Так, представитель регулирующего органа настаивает на том, что оспариваемый заявителем правовой акт не отвечает признакам нормативного правового акта и соответственно, данный спор должен быть рассмотрен в порядке 25 главы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия констатирует, что, разрешая вопрос о законности, суд первой инстанции правильно руководствовался статьями 251-253 Гражданского процессуального кодекса, которыми установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Из наименования и содержания приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к весьма ясно и определённо следует, что, как по форме, так и по содержанию, он обладает признаками нормативного правового акта.

Отсутствие государственной регистрации оспариваемого правового акта не отменяет его нормативности, а является самостоятельным основанием для признания этого акта недействующим и не подлежащим применению.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного С^уда Республики Хакасия от 31 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного комитета до тарифам и энергетике Республики Хакасия Данданяна М.А. - без уд .

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 55-АПГ14-1

ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх