Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 55-АПГ14-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 ноября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Александров Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 55-АПГ14-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 19 ноября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейАбакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Курорт «Озеро Шира» о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2013 г. №295-к «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Хакасресводоканал Ширинского района» на 2014 год» в части установления тарифа на питьевую воду для потребителей п. Жемчужный и тарифа на водоотведение для потребителей п.Жемчужный по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Курорт «Озеро Шира» на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества «Курорт «Озеро Шира» Третьяковой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

открытое акционерное общество «Курорт «Озеро Шира» (далее - общество «Курорт «Озеро Шира») обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - комитет по тарифам) от 20 декабря 2013 г. № 295-к «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью «Хакасресводоканал Ширинского района» на 2014 год» в части установления тарифа на питьевую воду для потребителей п. Жемчужный и тарифа на водоотведение для потребителей п. Жемчужный.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество «Курорт «Озеро Шира» обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Комитет по тарифам в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Оспариваемым приказом органа регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Хакасресводоканал Ширинского района» (далее - общество «Хакасресводоканал Ширинского района») установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2014 год в том числе для потребителей п. Жемчужный, а именно: на питьевую воду с 1 января 2014 г.

по 30 июня 2014 г. - в размере 11,26 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2014 г. - в размере 12,67 руб./куб.м; на водоотведение с 1 января 2014 г.

по 30 июня 2014 г. - в размере 53,70 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2014 г. - в размере 56,43 руб./куб.м. По мнению заявителя, представленные обществом «Хакасресводоканал Ширинского района» в ходе рассмотрения тарифного дела договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет от 16 октября 2013 г. и 17 декабря 2013 г., заключённые с Администрацией указанного муниципального образования (далее - администрация), не являются надлежащим доказательством наличия у регулируемой организации законных оснований для пользования таким имуществом, поскольку заключались на тридцатидневный срок. Кроме того, в связи с заключением договоров от 16 октября 2013 г. администрация признана нарушившей законодательство о защите конкуренции. Заявитель также сослался на часть 1 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), отметив, что действующим законодательством не предусмотрена передача права владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договорам безвозмездного пользования.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на необоснованность доводов заявителя об отсутствии у регулируемой организации правоустанавливающих документов на право пользования объектами водоснабжения и водоотведения. Поскольку комитету по тарифам были представлены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом, суд первой инстанции счёл подтверждённым факт владения обществом «Хакасресводоканал Ширинского района» объектами коммунальной инфраструктуры на момент принятия оспариваемого приказа. По мнению суда первой инстанции, заключение договора на тридцатидневный срок не является препятствием для открытия тарифного дела и установления тарифа.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды, подвоз воды в предусмотренных частью 3 данной статьи случаях.

Одним из тарифов, который подлежит регулированию в сфере холодного водоснабжения, является тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится также и водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод.

В сфере водоотведения регулированию подлежит в том числе тариф на водоотведение.

Система, принципы и методы регулирования уполномоченными органами тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, определены Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г.

№ 406.

Правила установления регулируемых тарифов, порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрен Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее - Правила регулирования тарифов, Правила).

Согласно пункту 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённым Федеральной службой по тарифам.

Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (пункт 12 Правил).

Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации (пункт 13 Правил).

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил).

Согласно пункту 17 Правил к заявлению об установлении тарифов в качестве обосновывающих материалов в том числе прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

В рассматриваемом случае общество «Хакасресводоканал Ширинского района» для открытия дела об установлении тарифов письмами от 29 октября 2013 г. и 31 октября 2013 г. представило комитету по тарифам соответствующие материалы, в том числе заключённые с администрацией договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом - объектами коммунальной инфраструктуры муниципального образования Жемчужненский поссовет от 16 октября 2013 г. № 29/13-13 (водоотведение) и № 30/13-13 (водоснабжение) на срок до 15 ноября 2013 г.

На момент принятия оспариваемого приказа общество «Хакасресводоканал Ширинского района» в связи с истечением срока действия указанных договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключила с администрацией два новых договора от 17 декабря 2013 г. (водоснабжение и водоотведение соответственно) на срок до 16 января 2014 г.

Согласно экспертным заключениям об установлении для общества «Хакасресводоканал Ширинского района» тарифов на питьевую воду и водоотведение, подготовленным комитетом по тарифам по результатам проведения экспертизы предложений об установлении тарифов в порядке пункта 25 Правил, указанная организация оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в п. Жемчужный.

Из протокола заседания комитета по тарифам от 19 декабря 2013 г. № 251/1 также следует, что общество «Хакасресводоканал Ширинского района» осуществляет регулируемые виды деятельности на объектах коммунальной инфраструктуры (водопроводная сеть, канализационные сети, насосное оборудование и другое движимое и недвижимое имущество), полученных на праве безвозмездного пользования от муниципальных образований Ширинского района согласно договорам безвозмездного пользования.

По результатам заседания правления комитета по тарифам для общества «Хакасресводоканал Ширинского района» утверждены производственные программы по водоотведению и водоснабжению на 2014 год.

Таким образом, на момент рассмотрения дела об установлении тарифов и принятия оспариваемого приказа общество «Хакасресводоканал Ширинского района» документально подтвердило своё право владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры, необходимыми для осуществления регулируемой деятельности.

Поскольку комитет по тарифам установил факт наличия договорных отношений между администрацией муниципального образования и регулируемой организацией, возникших в целях оказания населению п. Жемчужный услуг по водоснабжению и водоотведению в 2014 году, у него отсутствовали основания для выводов о невозможности осуществления организацией регулируемой деятельности в соответствующем периоде регулирования.

При таких обстоятельствах тридцатидневный срок заключения договоров не мог явиться основанием для отказа в открытии дела об установлении тарифа и отказа в установлении тарифа.

Отклоняется ссылка заявителя на решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 марта 2014 г.

№ 19-А-Т-14 и № 20-А-Т-14, которыми администрация признана нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19-21 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с обществом «Хакасресводоканал Ширинского района» договоров безвозмездного пользования от 16 октября 2013 г. и от 17 декабря 2013 г. без проведения торгов на право заключения таких договоров, без получения согласия антимонопольного органа.

Данные решения антимонопольного органа вынесены после рассмотрения дела об установлении тарифов и принятия оспариваемого приказа.

Кроме того, предписания о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, переданного в качестве муниципальной преференции, не выдавались в связи с проведением открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Договора аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования Жемчужненский сельсовет в целях оказания услуг по водоснабжению и водоотведению заключены Администрацией Жемчужненского сельсовета с обществом «Хакасресводоканал Ширинского района» 24 января 2014 г. на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 10 января 2014 г. № 2, то есть после соблюдения процедуры проведения торгов. Срок указанных договоров установлен по 24 января 2017 г.

Таким образом, обществом «Хакасресводоканал Ширинского района» предприняты необходимые меры, направленные на осуществление регулируемой деятельности в соответствии с действующим законодательством на объектах коммунальной инфраструктуры, используемых для осуществления такой деятельности.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.

Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2014 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Курорт «Озеро Шира» - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 55-АПГ14-12

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх