Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 56-АПГ12-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 сентября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 56-АПГ12-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 12 сентября 2012 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Еременко Т.И.
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Завражнове М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чениной И.Н. о признании недействующими Порядка предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. № 140-па в части определения размера социальной выплаты при наличии у ветеранов и инвалидов льготы на оплату отопления и горячего водоснабжения, постановлений Администрации Приморского края от 8 ноября 2010 г. № 358-па «О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 26 апреля 2010 г. № 159-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2010 году», от 29 марта 2011 г. № 77-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2011 году», от 16 декабря 2011 г. № 325-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2012 году» по апелляционной жалобе Чениной И.Н. на решение Приморского краевого суда от 20 июня 2012 г., которым заявление Чениной И.Н. оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры 1 Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

22 апреля 2010 г. Администрацией Приморского края принято постановление № 140-па (далее - постановление № 140-па), пунктом 1 которого утвержден Порядок предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае (далее - Порядок).

Постановление № 140-па опубликовано в печатном издании «Приморская газета» 27 апреля 2010 г., № 35(426).

Постановлением Администрации Приморского края от 26 апреля 2010 г.

№ 159-па установлена на 2010 год предельная величина тарифа на тепловую энергию в размере 1304,6 рублей за 1 Гкал (без НДС).

8 ноября 2010 г. Администраций Приморского края принято постановление № 358-па (далее - постановление № 358-па), которым внесены изменения в постановление Администрации Приморского края от 26 апреля 2010 г. № 159-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2010 году», пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Установить предельную величину тарифа на тепловую энергию: собственникам или нанимателям жилого помещения, чьи семьи состоят на учете в территориальном отделе социальной защиты населения Приморского края и получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и (или) ежемесячное пособие на ребенка, в размере 1304,6 рублей за 1 Гкал (без НДС); для иных граждан - в размере 1435,06 рублей за 1 Гкал (без НДС)».

Постановлением Администрации Приморского края от 29 марта 2011 г.

№ 77-па (далее - постановление № 77-па) установлена на 2011 год предельная величина тарифа на тепловую энергию: собственникам или нанимателям жилого помещения, чьи семьи состоят на учете в территориальном отделе социальной защиты населения Приморского края и получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и (или) ежемесячное пособие на ребенка, в размере 1304,6 рублей за 1 Гкал (без НДС); для иных граждан - в размере 1435,06 рублей за 1 Гкал (без НДС).

16 декабря 2011 г. Администрацией Приморского края издано постановление № 325-па (далее - постановление № 325-па), которым установлена на 2012 год предельная величина тарифа на тепловую энергию: собственникам или нанимателям жилого помещения, чьи семьи состоят на учете в территориальном отделе социальной защиты населения Приморского края и получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и (или) ежемесячное пособие на ребенка, в размере 1304,6 рубля за 1 Гкал (без НДС); для иных граждан - в размере 1435,06 рубля за 1 Гкал (без НДС).

2 Ченина И.Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими постановлений администрации Приморского края от 8 ноября 2010 г. № 358-па, от 29 марта 2011 г. № 77-па, от 16 декабря 2011 г.

№ 325-па, а также Порядка предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. № 140-па в части определения размера социальной выплаты при наличии у ветеранов и инвалидов льготы на оплату отопления и горячего водоснабжения с учетом этой льготы, ссылаясь на их противоречия статье 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520. Наличие льготного тарифа для отдельных категорий граждан и общего тарифа для всех остальных граждан, привело к уменьшению размера социальной выплаты и фактически лишило заявительницу меры социальной поддержки, предусмотренной федеральным и краевым законодательством.

По мнению заявителя, при определении размера социальной выплаты нарушается принцип равенства всех граждан, т.к. расчет суммы социальной выплаты осуществляется ежемесячно с учетом разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и предельной величиной льготного тарифа, установленного Администрацией Приморского края для отдельных категорий граждан, в том числе для неё как ветерана труда. При этом размер социальной выплаты, определяемый как разница указанных тарифов, уменьшается на сумму выплаты, которая ей предоставляется в качестве меры социальной поддержки как ветерану труда, тогда как остальные потребители, которым не предоставляются меры социальной поддержки по федеральному и краевому законодательству, получают указанную социальную выплату, определяемую как разница установленных тарифов, в полном размере.

Представитель Администрации Приморского края и Департамента социальной защиты населения Приморского края заявленные требования не признал, пояснив, что в соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены законами субъектов Российской Федерации могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В связи со значительным повышением экономически обоснованного тарифа, что привело к увеличению расходов на оплату коммунальных услуг и не допустимо по федеральному законодательству, Администрацией Приморского края было принято решение с 1 апреля 2010 г. в целях защиты граждан от изменения условий оплаты коммунальных платежей предоставлять им социальную выплату на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

3 Приморский край, взяв на себя дополнительные расходные обязательства по предоставлению социальной выплаты и облегчив гражданам расходы по оплате коммунальных услуг, не только не ухудшил положение граждан, проживающих на территории Приморского края, а наоборот улучшил, в части сокращения расходов на оплату услуг за отопление и горячее водоснабжение.

Кроме того, оспариваемые Чениной И.Н. постановления администрации Приморского края от 8 ноября 2010 г. № 358-па, от 29 марта 2011 г. № 77-па прекратили свое действие по окончании года, на который были приняты, в связи с чем указанные акты не подлежат проверке в порядке нормоконтроля.

Представитель департамента по тарифам Приморского края просила суд в удовлетворении заявления Чениной И.Н. отказать, ссылаясь на то, что вопросы, регулируемые обжалуемыми актами, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат. Оспариваемые тарифы установлены в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию. Принятие оспариваемых постановлений обусловлено выделением из краевого бюджета денежных средств на компенсацию разницы в тарифах, установленных департаментом по тарифам Приморского края (экономически обоснованный тариф) и Администрацией Приморского края (предельная величина тарифа).

Определением Приморского краевого суда от 20 июня 2012 г.

прекращено производство по делу по заявлению Чениной И.Н. в части признания недействующими постановлений Администрации Приморского края от 8 ноября 2010 г. № 358-па «О внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 26 апреля 2010 г. № 159-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2010 году» и от 29 марта 2011 г. № 77-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2011 году».

Решением Приморского краевого суда от 20 июня 2012 г. оставлено без удовлетворения заявление Чениной И.Н. о признании недействующими постановления Администрации Приморского края от 16 декабря 2011 г. № 325-па и Порядка предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. № 140-па в части определения размера социальной выплаты при наличии у ветеранов и инвалидов льготы на оплату отопления и горячего водоснабжения.

В апелляционной жалобе Ченина И.Н. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

4 В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования и признавая их необоснованными, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые акты приняты уполномоченным органом в соответствии с положениями законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации данный вывод суда считает ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190- ФЗ).

Статья 8 названного Федерального закона предусматривает 8 видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Установление названного вида тарифа является полномочием федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения 5 (подпункт 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190- ФЗ).

Приведенные положения федерального законодательства, в системном единстве с положениями части 3 статьи 8, части 4 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ, предусматривающими установление тарифов в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также установление единых тарифов для потребителей тепловой энергии, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, свидетельствуют о том, что к полномочиям субъекта Российской Федерации относится установление указанных в статье 8 тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов, установление которых отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частями 1, 13, 14 и 15 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных указанным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.

Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Как следует из материалов дела, на территории Приморского края действуют Законы Приморского края от 11 июня 2002 г. №241-КЗ «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» и от 29 декабря 2004 г.

№ 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», которыми установлены категории граждан, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот.

6 Рассматривая настоящее дело, Судебная коллегия, проанализировав приведенное выше законодательство, подпункт 4 пункта 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, согласно которому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, приходит к выводу о том, что оспариваемые Постановления не соответствуют действующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и приняты органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с превышением предоставленных полномочий, поскольку органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ наделены полномочиями установления тарифов, перечень которых приведен в статье 8, к их числу федеральный законодатель отнес тарифы для производителя тепловой энергии (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ), которые устанавливаются исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство тепловой энергии (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ) в отношении каждой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности, и тарифы для потребителей (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ), устанавливаемые на основе принципов обеспечения доступности тепловой энергии, обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (подпункт 1 и подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ). Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 29 указанного Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об установлении тарифов на тепловую энергию должны соответствовать утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г.

№ 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предельным (минимальным и (или) максимальным) уровням тарифов на тепловую энергию.

Исходя из принципа обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, обеспечения стабильности отношений между 7 теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов (подпункты 3 и 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ) и учитывая, что регулирование данных правоотношений в субъекте является функцией органов государственной власти (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ), разница между двумя указанными видами тарифов возмещается производителю тепловой энергии как выпадающие (недополученные) доходы из средств соответствующего бюджета.

Как следует из принятых в Приморском крае нормативных правовых актов по регулированию вопросов тарификации и оплаты населением тепловой энергии, и как следует из позиции уполномоченных органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, высказанных в суде, в Приморском крае в порядке социального эксперимента расчет оплаты населением тепловой энергии осуществляется по экономически обоснованным тарифам, а предельная величина тарифа на тепловую энергию установлена в целях предоставления гражданам социальной выплаты, а так же определения её размера (статья 6(1) Закона Приморского края от 11 июня 2002 г. №241-КЗ «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» (в редакции закона 21 декабря 2012 г. №714- КЗ). Оспариваемые заявительницей постановления Администрации Приморского края об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в системе правового регулирования названного вопроса в Приморском крае, не соответствуют изложенным выше требованиям федерального законодательства о полномочиях субъекта Российской Федерации и принципах регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, поскольку фактически установлены на иных принципах социального эксперимента и поэтапного перехода к оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению по экономически обоснованным тарифам посредством повышения предельной величины тарифа на тепловую энергию для отдельных категорий граждан с учетом уровня их доходов (абзацы 3 и 4 статьи 6(1) Закона Приморского края от 11 июня 2002 г. №241- КЗ), что не допустимо с позиций статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190 в части установления принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, поскольку установление принципов правового регулирования по вопросам совместного ведения является исключительной прерогативой федерального законодателя и законодатель субъекта не вправе осуществлять правовое регулирование на иных, не предусмотренных федеральным законодательством принципах, не вправе он и устанавливать иные принципы в сфере регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию.

Предпринятое в Приморском крае правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения противоречит и положениям статьи 8 указанного Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ, поскольку устанавливает иные, не предусмотренные федеральным законодательством цены (тарифы) на тепловую энергию для населения. По смыслу 8 федерального законодательства экономически обоснованный тариф устанавливается для производителя (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ), а не для потребителя тепловой энергии.

Для населения в качестве тарифа, по которому обязаны производиться расчеты, устанавливается тариф на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

При указанных обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные в Приморском крае тарифы на тепловую энергию не соответствуют Федеральному закону от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ и федеральному подзаконному регулированию, принятому в соответствии с названным законом. Федеральной службой по тарифам издан приказ от 6 октября 2011 г. № 242-э/7 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год», где установлена максимальная величина роста тарифов, в том числе по Приморскому краю и не предусмотрен максимальный (в размере экономически обоснованного тарифа для производителя) тариф для потребителей.

Установленный в Приморском крае порядок возмещения посредством начисления социальной выплаты гражданам разницы названных тарифов федеральным законодательством не предусмотрен, противоречит принципам правового регулирования, установленным статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190, положениям закона о полномочиях субъекта Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию.

Так же заявитель Ченина И.Н. просит признать недействующим Порядок предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. № 140-па в части определения размера социальной выплаты при наличии у ветеранов и инвалидов льготы на оплату отопления и горячего водоснабжения. Как следует из оспариваемой нормы, расчет суммы социальной выплаты осуществляется ежемесячно с учетом, в том числе размера мер социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в денежной форме, предоставляемых на эти цели собственнику или нанимателю жилого помещения или лицам, совместно с ним проживающим, в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Приведенная в пункте 5.2 Порядка формула расчета социальной выплаты подтверждает, что названная социальная выплата уменьшается на сумму, составляющую размер мер социальной поддержки, 9 начисляемых гражданам, включенным в краевой регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Заявителю Чениной И.Н., являющейся ветераном труда, в силу положений статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», статей 3 и 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г.

№206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе водоснабжения и отопления. Указанные меры социальной поддержки гарантированы законом и предоставляются всем гражданам, относящимся к указанным категориям.

Между тем, в соответствии с изложенными выше нормами оспариваемого акта Приморского края субъект предпринял правовое регулирование, направленное на изменение размера получаемых ветераном труда мер социальной поддержки в части оплаты коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, поскольку исключил из размера выплачиваемой ветеранам труда социальной выплаты, (представляющей собой, как следует из нормативного регулирования в Приморском крае, разницу тарифов по теплоснабжению, выплачиваемую всем жителям Приморского края, оплачивающим услуги по отоплению и горячему водоснабжению), сумму мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с федеральным и региональным законами, что недопустимо, поскольку снижает уровень гарантий в предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, предусмотренных законами Российской Федерации и Приморского края как субъекта Российской Федерации.

Анализ приведённых правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая статус ветерана труда как социально защищаемой категории граждан, обязал субъекты Российской Федерации установить меры социальной поддержки данным лицам. Законом субъекта установлены такие меры, в том числе 50 процентная оплата отопления и горячего водоснабжения, что означает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации данные меры предоставляются ветеранам труда как категории граждан, статус которых установлен федеральным законом. Следовательно, данные меры социальной поддержки могут рассматриваться как предоставляемые лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, установленной в законодательстве субъекта Российской Федерации в определенном размере, составляющем пятьдесят процентов оплаты стоимости названных коммунальных услуг. Вышеперечисленными законами не установлены какие-либо иные правила исчисления размера гарантированных ветеранам труда мер социальной поддержки, не установлена и возможность их предоставления в зависимости от порядка расчета суммы социальной 10 выплаты, определяемой субъектом Российской Федерации при регулировании оплаты коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению при регулировании тарифов на тепловую энергию.

Таким образом, подзаконным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не могут быть установлены правила расчета социальной выплаты, предоставляемой гражданам на территории данного субъекта с учетом поэтапного перехода граждан к оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению по экономически обоснованным тарифам на тепловую энергию, при которых учитываются меры социальной поддержки конкретным категориям граждан, установленные федеральным и краевым законодательством. Иное означало бы допустимость фактического изменения положений федерального закона и закона субъекта Российской Федерации о предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда подзаконным нормативным правовым актом, принятым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрацией Приморского края, снижения уровня предусмотренных законом гарантий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда в Приморском крае.

В силу изложенного, оспариваемая норма, устанавливающая Порядок предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. № 140-па в части определения размера социальной выплаты при наличии у ветеранов и инвалидов льготы на оплату отопления и горячего водоснабжения, противоречит действующему федеральному и краевому законодательству о социальной поддержке ветеранов труда в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления Чениной И.Н. не может быть признано законным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 20 июня 2012 г. - отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Чениной И.Н. удовлетворить, признать недействующими с момента принятия настоящего решения Порядок предоставления социальной выплаты на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в Приморском крае, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 22 апреля 2010 г. № 140-па в части определения размера социальной выплаты 11 при наличии у ветеранов и инвалидов льготы на оплату отопления и горячего водоснабжения, постановление Администрации Приморского края от 16 декабря 2011 г. № 325-па «Об установлении предельной величины тарифа на тепловую энергию в 2012 году».

Статьи законов по Делу № 56-АПГ12-12

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ЖК РФ Статья 60. Договор социального найма жилого помещения

Производство по делу

Загрузка
Наверх