Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 56-АПГ12-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №56-АПГ12-5

от 13 июня 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Законодательного собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда от 19 марта 2012 года, которым частично удовлетворены требования администрации Кировского муниципального района Приморского края об оспаривании в части Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенций из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против апелляционной жалобы главы Кировского муниципального района Смирнова А.Г. и представителя администрации района Шелкова И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

председательствующего судей

Хаменкова В.Б.,

Ерёменко Т.И. и Анишиной В.И.

при секретаре

Завражнове М.Ю.

 

установила:

 

Законодательным Собранием Приморского края 21 декабря 2005 года принят и 23 декабря 2005 года подписан губернатором края Закон Приморского края № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенции из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края», который опубликован в официальных изданиях «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края» от 26 декабря 2005 года № 118 и «Утро России» от 24 декабря 2005 года № 198 (3443).

Частью 1 статьи 5 названного Закона Приморского края установлено, что размер субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ бюджету муниципального образования рассчитывается по следующей формуле:

С1 = (Аг х Кп + Ас х Кс1), где

С1 - объем субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях 1-того муниципального образования;

Аг - норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на один класс в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городском населенном пункте, в среднем по краю (тыс. рублей в год);

Ас - норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на один класс в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельском населенном пункте, в среднем по краю (тыс. рублей в год);

Кп - прогнозируемое на соответствующий финансовый год среднегодовое количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городских населенных пунктах, финансируемых из бюджета 1-того муниципального образования, исходя из наполняемости в классе 25 человек;

Кс1 - прогнозируемое на соответствующий финансовый год среднегодовое количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, финансируемых из бюджета [скрыто] -того муниципального образования, исходя из наполняемости в классе 14 человек.

Для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений прогнозируемое на соответствующий финансовый год среднегодовое количество классов определяется независимо от места расположения исходя из расчетной наполняемости в классе 25 человек.

Администрация Кировского муниципального района Приморского края обратилась в суд с заявлением о признании недействующими приведенных положений Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ, свои

требования мотивируя тем, что такая методика распределения субвенции не обеспечивает надлежащего объема финансирования, так как не учитывает включение затрат для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений, не зависящих от количества обучающихся, как того требует статья 41 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», что нарушает права муниципального образования, поскольку влечет необходимость предусматривать в бюджете дополнительные расходы на финансирование реализации основных общеобразовательных программ.

Решением Приморского краевого суда от 19 марта 2012 года требования частично удовлетворены.

Признана недействующей со дня вступления решения в законную силу часть 1 статьи 5 Закона Приморского края от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ «О нормативах расходов и методике распределения субвенции из краевого фонда компенсации на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края» в той части, в которой она не предусматривает при определении размера субвенции на реализацию общеобразовательных программ бюджету муниципального образования учитывать для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности исходя из затрат, не зависящий от количества обучающихся.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в

общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 27, 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196.

Проанализировав приведенные положения федерального законодательства в их системной взаимосвязи, суд правильно указал на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами

государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений.

Как усматривается из содержания оспариваемой нормы, она устанавливает методику расчета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ бюджету муниципального образования в расчете на один класс в муниципальных образовательных учреждениях. В формулу размера субвенции включены составляющие, которые определяются исходя из наполняемости в классе для муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городских населенных пунктах - 25 человек, для муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности - 14 человек, то есть зависит от количества обучающихся.

Судом установлено, что в Кировском муниципальном районе Приморского края функционируют малокомплектные образовательные учреждения, расчет размера субвенций для которых производится в общем порядке, то есть без учета затрат, исходя из количества обучающихся, что противоречит требованиям статьи 41 Закона РФ «Об образовании». В этой связи предусмотренные в методике расчета субвенций нормативы расходов не обеспечивают надлежащего объема финансирования реализации основных общеобразовательных программ.

При таких обстоятельствах, правильным является суждение суда о признании недействующими оспариваемых положений Закона Приморского края в той части, в которой они не предусматривают при определении размера субвенции на реализацию общеобразовательных программ бюджету муниципального образования учитывать для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности исходя из затрат, не зависящий от количества обучающихся.

Ссылка в жалобе на нецелесообразность определения в Законе Приморского края механизма финансирования малокомплектных общеобразовательных учреждений, поскольку данный вопрос прямо урегулирован на федеральном уровне, не влияет на законность принятого судом решения.

Частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Как указано выше, определение методики расчета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ бюджету муниципального образования относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Данный вопрос в Приморском крае урегулирован оспариваемой

нормой Закона от 23 декабря 2005 года № 320-КЗ, и каких либо иных нормативных правовых актов, устанавливающих механизм выделения из регионального бюджета субвенций для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений, в Приморском крае не имеется.

Утверждение в жалобе о том, что в решении суда не указаны представители Законодательного Собрания Приморского края и администрации Приморского края, не является основанием к его отмене.

Сведения об участии в судебном заседании представителя Законодательного Собрания Приморского края - Ивановича СИ., и представителя администрации Приморского края - Михальченко В.В. отражены в протоколе судебного заседания от 19 марта 2012 года (л.д. 117). При этом судом проверены полномочия названных лиц и подробно отражены их персональные данные. В самом же судебном акте содержится указание на участие в деле представителей упомянутых органов, и не отражение в судебном решении полной информации о названных лицах на правильность выводов суда не влияет.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, и не влекут отмену принятого судебного решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Приморского краевого суда от 19 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Законодательного Собрания Приморского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 56-АПГ12-5

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации

Производство по делу

Загрузка
Наверх