Дело № 56-АПГ14-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 20 августа 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 56-АПГ14-9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 20 августа 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретареДарькине АО.

рассмотрела в отрытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 20 мая 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Приморского края от 30 декабря 2013 г. № 510-па «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционного представления представителей администрации Приморского края Дробышевой Е.А. и Департамента здравоохранения Приморского края Елисеевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», администрацией Приморского края 30 декабря 2013 г. издано постановление № 510-па «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Первоначальный текст указанного Постановления был опубликован в издании «Приморская газета» 10 января 2014 г., № 2 (867).

Пунктом 1 названного Постановления утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа).

Приложением № 12 к названной Программе является Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен (далее - Перечень).

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим приложения № 12 к Программе в части отсутствия в Перечне препарата «сингуляр» (монтелукаст) для обеспечения им неработающих инвалидов 2 группы, ссылаясь на то, что данная категория граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932, обеспечивается по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными средствами, в том числе при амбулаторном лечении.

Решением Приморского краевого суда от 20 мая 2014 года в удовлетворении заявления прокурора Приморского края отказано.

В апелляционном представлении прокурор Приморского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Согласно части 1 статьи 81 приведенного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В силу пункта 5 части 2 указанной статьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп з населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

18 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Разделом I указанной Программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Территориальная программа, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования, в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами (раздел VII Программы).

Разделом IV Программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой.

При закреплении в территориальных программах перечней лекарственных препаратов, отпускаемых населению на льготных условиях (бесплатно или при 50-ти процентной оплате) субъекты Российской Федерации должны учитывать постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Данным постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который включена категория заболевания - бронхиальная астма, группа населения - неработающие инвалиды II группы, обеспечивающиеся всеми лекарственными средствами для лечения данного заболевания (Приложение № 1).

Пунктом 4 приведенного постановления на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.

Разрешая дело, суд установил, что в оспариваемом Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен (приложение № 12 к Программе) препарат «сингуляр» (монтелукаст), предназначенный согласно инструкции по медицинскому применению для профилактики и лечения бронхиальной астмы, отсутствует.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд обоснованно указал на то, что критерии определения перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, выбраны администрацией Приморского края сообразно целям правового регулирования и не противоречат положениям федерального законодательства.

При этом суд правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии с частью 2 этой же статьи порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 1 части 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ следует, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должны быть учтены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.

Частью 11 статьи 100 приведенного Федерального закона установлено, что до 1 января 2013 года медицинскими организациями могут применяться порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, названный Федеральный закон не исключает применение медицинскими организациями, утвержденных до вступления в силу указанного Федерального закона стандартов медицинской помощи по отдельным заболеваниям (состояниям) до дня утверждения Минздравсоцразвития России стандартов медицинской помощи по этим заболеваниям (состояниям), в случае отсутствия принятых Минздравсоцразвития России в 2012 году стандартов медицинской помощи по указанным заболеваниям (состояниям).

Как установлено судом, в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти новый стандарт для лечения бронхиальной астмы не принят, а в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 600 стандарт медицинской помощи больным астмой, препарат «сингуляр» (монтелукаст) не входит.

Не включен этот препарат и в Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 сентября 2006г. № 665 на основании статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, б необходимыми лекарствами, а также в применяемый в 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 2427-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р.

Вместе с тем отсутствие лекарственного препарата в соответствующем стандарте медицинской помощи, не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

При этом действует правило, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 80 этого же Федерального закона, в соответствии с которым при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Таким образом, отсутствие в оспариваемом Перечне лекарственного препарата «сингуляр» (монтелукаст) не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права неработающих инвалидов II группы, страдающих бронхиальной астмой, на обеспечение на льготных условиях данным лекарственным препаратом в условиях амбулаторного лечения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии.

Установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты органом власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления прокурора.

По доводам апелляционного представления решение суда отмене не подлежит, поскольку эти доводы являлись предметом исследования суда, суждение по ним имеется в решении и, с точки зрения Судебной коллегии, является правильным. Позиция прокурора основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, и не может служить поводом к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 56-АПГ14-9

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх