Дело № 56-В11-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Гуляева Галина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №56-В11-10

от 29 июля 2011 года

 

председательствующего судей

Назаровой А.М., Задворнова М.В.

рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2011 г. гражданское дело по иску

к Муниципальному учреждению «Центр

Асташевской

культуры, досуга, библиотечного обслуживания» Кавалеровского городского поселения о перерасчёте заработной платы по надзорной жалобе Асташевской Л I Г"

на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 16 августа 2010 г., которым в удовлетворении иска отказано, и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 4 октября 2010 г., которым указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Асташевская Л.Г. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению «Центр культуры, досуга, библиотечного обслуживания» Кавалеровского городского поселения о перерасчёте заработной платы, в обоснование которого ссылалась на то, что работает в учреждении ответчика в качестве [скрыто]

с должностным окладом в размере [скрыто] рублей, а размер её заработной

платы с учётом стимулирующих и компенсационных выплат составляет сумму минимального размера оплаты труда - [скрыто] рублей. Истец полагала, что работодатель с 1 января 2009 г. неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размера оплаты труда. В связи с изложенным просила взыскать недоначисленную заработную плату в сумме [скрыто] рублей [скрыто] копеек за период 2009-2010 г.г.

Представитель Муниципального учреждения «Центр культуры, досуга, библиотечного обслуживания» Кавалеровского городского поселения иск не признал.

Решением Кавалеровского районного суда Приморского края от 16 августа

2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 4 октября 2010 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля

2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2011 г. надзорная жалоба Асташевской Л.Г. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В надзорной жалобе Асташевской Л.Г. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на то, что судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом первой и кассационной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм

материального права, выразившиеся в следующем.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Асташевская Л.Г. работает " ^ в Муниципальном учреждении

«Центр культуры, досуга, оиолТютечного^обслуживания» с должностным окладом в размере ' ~П рублей, на который начисляются надбавка за непрерывный стаж раоотьГ в районах Крайнего Севера - 50% и районный коэффициент - 30%. С учётом названных выплат, а также иных стимулирующих и компенсационных выплат, заработная плата истца составляет [скрыто] рублей.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что совокупный размер месячной заработной платы Асташевской Л.Г. с учётом стимулирующих выплат за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и районного коэффициента, равен установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда, следовательно нарушений трудовых прав истца при выплате заработной платы в период с 2009 г. по 2010 г. ответчиком не допущено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведённый вывод судебных инстанций не соответствующим положениям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки

компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее [скрыто] руб.).

Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что вывод суда о том, что заработная плата Асташевской Л.Г. не может быть меньше минимального размера оплаты труда включая начисленные к ней районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, основан на неверном толковании и применении норм материального права.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в

Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в

одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесённые в статьи 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как следует из материалов дела, в период с 1 января 2009 г. заработная плата истца с учётом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат составляла [скрыто] рублей, из которых: [скрыто] рубля - оклад по должности. Иные выплаты, включая доплату за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и районный коэффициент исчислялись на сумму оклада и в совокупности составляли минимальный размер оплаты труда, установленный согласно Федеральному закону от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата Асташевской Л.Г. составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, Судебная коллегия признаёт

решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 16 августа 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 4 октября 2010 г. незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права, в связи с чем подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении спора суду следует проверить механизм расчёта начисляемой истцу заработной платы с учётом требований закона, регламентирующих повышение оплата труда работников организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и принять решение в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 16 августа 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 4 октября 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Судьи_

Статьи законов по Делу № 56-В11-10

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
ТК РФ Статья 129. Основные понятия и определения
ТК РФ Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда
ТК РФ Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
ТК РФ Статья 135. Установление заработной платы

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх