Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 57-Г10-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №57-Г10-7

от 9 июня 2010 года

 

председательствующего - Меркулова В.П. судей - Анишиной В.И. и Хаменкова В.Б. при секретаре - Алешиной П.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Открытого акционерного общества «КМАпроектжилстрой» Княгиницкой Н.Я., Колерко Г.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Губернатора Белгородской области и Правительства Белгородской области Ивановой Н.И., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Правительства Белгородской области от 13 июля 2009 года № 247-пп (далее - Постановление) утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).

Постановление опубликовано в печатном издании "Белгородские известия", № 135, 28 июля 2009 года.

Пунктом 5 Постановления администрациям муниципальных районов и городских округов области рекомендовано:

- ежемесячно до 10 числа следующего месяца представлять информацию о принятых решениях по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также договорах аренды этих земельных участков в департамент имущественных и земельных отношений области по установленной им форме;

- привести в соответствие с настоящим Порядком и с учетом действующего законодательства ранее заключенные договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

- при установлении размеров арендных платежей, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, руководствоваться утвержденной на территории области кадастровой стоимостью земель, а также указанным Порядком;

- с учетом результатов инвентаризации земель привести в соответствие с правилами землепользования и застройки функциональное использование земельных участков, предоставляемых в аренду, и арендные платежи за их использование;

- утвердить решениями представительных органов муниципальных образований величину корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 Порядка арендная плата представляет собой неналоговый вид доходов соответствующих бюджетов, установленный действующим законодательством.

Основой для определения размеров арендной платы за землю является кадастровая стоимость земель, утвержденная в установленном действующим законодательством порядке.

В случаях, определенных настоящим Порядком, в соответствии с законодательством применяется рыночная стоимость арендной платы.

При этом размер годовой арендной платы не может быть меньше размера земельного налога соответствующего земельного участка, рассчитанного исходя из применения максимальной ставки земельного налога для таких земель, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Размер арендной платы за землю устанавливается в расчете за год за единицу площади. При этом за земли сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями) арендная плата определяется из расчета стоимости в рублях за один гектар, за земли иных категорий, а также земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, - из расчета стоимости в рублях за один квадратный метр.

При использовании арендатором неделимого земельного участка по двум и более различным видам функционального использования расчет арендной платы за всю арендуемую площадь выполняется в соответствии с тем видом функционального использования, для которого установлен наибольший размер арендной платы.

При предоставлении неделимого земельного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора арендная плата за земельный участок определяется пропорционально площади занимаемых помещений в объекте недвижимости, находящемся на неделимом земельном участке.

При переходе права пользования земельными участками по договорам субаренды, заключаемым в соответствии с требованиями действующего законодательства, размер платы за субаренду не может превышать размер арендной платы соответствующего земельного участка в случае, если передача в субаренду возможна только с согласия арендодателя или если иное не предусмотрено федеральным либо областным законодательством.

Размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается на год в размере:

- 0,3 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; - 1,5 процента кадастровой

стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; - 2 процента кадастровой стоимости иных арендуемых земельных участков (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 5 Порядка размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, в год, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 4, 6, 7, 8 настоящего Порядка, определяется по формуле:

Аг = УПКС х 8 х К(%), где:

Аг - размер арендной платы за использование земельного участка в год; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка; Б - площадь земельного участка; К(%) - величина в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель.

Порядок определения указанного коэффициента (К(%)) и его значение устанавливаются в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, дифференцированно с учетом видов их функционального использования решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области. При этом значение данного коэффициента не может быть менее 1,5.

В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, применяются коэффициенты, установленные представительными органами муниципальных районов и городских округов.

Согласно пункту 9 Порядка, размер годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, подлежит ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если иное не установлено действующими нормативными документами и настоящим Порядком.

ОАО «КМАпроектжилстрой» обратилось в Белгородский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 5 Постановления Правительства Белгородской области в части, рекомендующей администрациям муниципальных районов и городских округов области при установлении размеров арендных платежей, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, руководствоваться утвержденной на территории области кадастровой стоимостью земель, а также указанным Порядком; пункта 2 обжалуемого Порядка в части установления размера годовой арендной платы, который не может быть меньше размера земельного налога соответствующего земельного участка, рассчитанного исходя из

применения максимальной ставки земельного налога для таких земель, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации; пунктов 3 и 9 указанного Порядка; пункта 5 Порядка в части слов «...При этом значение данного коэффициента не может быть менее 1,5».

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемые им положения противоречат части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», статьям 1 и 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Решением Белгородского областного суда от 5 апреля 2010 года в удовлетворении заявления ОАО «КМАпроектжилстрой» отказано.

ОАО «КМАпроектжилстрой» в кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявление удовлетворить в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом «е» статьи 42 Устава Белгородской области установлено, что Правительство Белгородской области управляет и распоряжается собственностью Белгородской области.

Таким образом, из анализа приведенного выше законодательства следует, что правительство Белгородской области, реализуя полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, вправе принимать оспариваемый ОАО «КМАпроектжилстрой» нормативный правовой акт.

Судом установлено, что заявитель является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в муниципальной собственности и на основании договора аренды уплачивает арендную плату.

Отказывая в удовлетворении заявления ОАО «КМАпроектжилстрой», суд исходил из того, оспариваемый заявителем акт принят в пределах компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации, и пришел к выводу о том, что пункт 5 Постановления в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, поскольку носит рекомендательный характер и не обязывает администрации муниципальных районов и городских округов области при установлении размеров арендных платежей, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности,

руководствоваться утвержденной на территории области кадастровой стоимостью земель, а также указанным Порядком.

Судебная коллегия также полагает возможным согласиться с таким выводом суда, поскольку оспариваемым актом установлены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, как это следует из наименования нормативного акта, положения пункт 5 данного акта «Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов области:...», не может быть расценен как императивное предписание, как на то указывает заявитель в кассационной жалобе.

Поэтому с выводом суда об отсутствии противоречий оспариваемых актов федеральному законодательству, в том числе, конституционному, устанавливающему самостоятельный статус местного самоуправления и принципов разграничения компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления Судебная коллегия считает возможным согласиться.

Не нарушаются оспариваемыми нормами и основные принципы определения размера арендной платы, установленные федеральным законодательством, на что ссылается в кассационной жалобе ОАО «КМАпроектжилстрой», поскольку: 1) оспариваемым актом он устанавливается с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка, площади земельного участка и величины (в процентах) от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель( п.5 Порядка), что соответствует требованиям принципа экономической обоснованности определения размера арендной платы земель; 2) арендная плата не превышает более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков, как того требует принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей.

Так же не состоятелен довод заявителя о том, что нарушается принцип необходимости поддержки социально значимых видов деятельности при определении размеров арендной платы за земельные участки, поскольку ОАО «КМАпроектжилстрой» имеет статус юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью в сфере проектирования и строительства, а также осуществляющего иные виды деятельности с целью получения прибыли (Т.1, л.д. 14-15), а не в целях выполнения социальных функций, либо осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества, что подтверждается и содержанием договоров долгосрочной аренды земельных участков (Т.1. л.д. 1-80) заявителя, в которых не содержится каких-либо условий, имеющих социальную направленность.

Отказывая в удовлетворении заявления в части обжалования пунктов 2, 3, 5, 9 Порядка, суд, проанализировав положения федерального и областного

законодательства, обоснованно исходил из того, что положения указанных норм устанавливающих порядок расчета размера арендной платы и его индексации принято в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушают, поскольку требования нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу не противоречат.

Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются правомерными.

Оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не имеет.

Доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании заявителем норм материального и процессуального права, примененных судом при разрешении дела, в связи с чем не могут служить поводом для отмены вынесенного судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Белгородского областного суда от 5 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «КМАпроектжилстрой» - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 57-Г10-7

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
НК РФ Статья 394. Налоговая ставка
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх