Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 58-АПГ14-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 июля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 58-АПГ14-8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 9 июля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой ЕВ. и Калининой Л. А.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лапко П В о признании незаконным с момента издания отдельных положений пункта 1.5 приложения № 17 к Государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утверждённой постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр, по апелляционной жалобе Лапко П.В. на решение Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., пояснения представителя Правительства Хабаровского края по доверенности Муратовой Н.Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пунктом 1.5 приложения № 17 к Государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (далее - Приложение), утверждённой постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. № 383-пр), опубликованным в июле 2012 года в официальном печатном издании «Собрание законодательства Хабаровского края», № 6(119), (часть I), установлено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники повреждённого жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в повреждённом жилом помещении, находящемся в населённых пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Лапко П.В., являясь пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, обратился в суд с заявлением о признании незаконным с момента издания приведённого пункта в части слов «не имеющие другого жилья, пригодного для проживания».

В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое предписание противоречит части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

По мнению Лапко П.В., Правительство Хабаровского края не вправе устанавливать ограничения в части возмещения ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций.

Решением Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2014 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Лапко П.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы Правительством Хабаровского края поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Лапко П.В. не явился.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт требованиям федерального законодательства не противоречит, права Лапко П.В. не нарушает.

При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу пункта «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ).

Действие приведённого закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно- правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8 этого же закона).

В целях оказания помощи пострадавшему населению, в связи с крупномасштабным наводнением на территориях, в том числе Хабаровского края, в целях выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в таких субъектах Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановлено считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в том числе ремонт повреждённого и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населённых пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Правительству Российской Федерации поручено до 30 сентября 2013 г.

принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (пункт 2 Указа).

Принятым во исполнение поименованного указа постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, пунктом 6 которых предусмотрено, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации для реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населённых пунктах, подвергшихся наводнению и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения (пункт 6).

Предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий: наличие правового акта субъекта, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на софинансирование исполнения которого предоставляются трансферты; наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5).

Из системного анализа приведённых норм следует, что Правительство Российской Федерации в качестве одного из условий возникновения права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилья определило отсутствие другого жилья, пригодного для проживания.

Принимая во внимание, что оспариваемое в части Приложение разработано в целях предоставления мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта повреждённых жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками повреждённых жилых помещений, что оно определяет механизм предоставления такой поддержки, Судебная коллегия по административным делам соглашается с суждением суда о принятии оспариваемого регионального нормативного правового акта Правительством Хабаровского края в пределах предоставленной федеральным законодателем компетенции, о не противоречии его требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу и об отсутствии нарушения его положениями прав Лапко П.В. Вышеизложенным опровергается утверждение заявителя о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Ссылка в апелляционной жалобе на Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., не может изменить правовую судьбу постановленного решения, так как названный обзор содержит разъяснения вопросов правового регулирования иных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного постановления.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 14 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапко П.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 58-АПГ14-8

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 80. Президент Российской Федерации является главой государства
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх