Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 58-Г07-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 мая 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Соловьёв Владимир Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №58-Г07-6

от 23 мая 2007 года

 

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим п. 1 постановления правительства Хабаровского края от 5.10.2006 г. № 153-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета» и утвержденных им нормативов, по кассационной жалобе представителя губернатора и правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 27 февраля 2007 г., которым заявленное прокурором требование удовлетворено.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., частично поддержавшей решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Правительством Хабаровского края 5.10.2006 г. принято постановление № 153-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета».

Пунктом 1 названного постановления утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим п. 1 постановления пра-

предсе дате л ьству ющего судей

Пирожкова В.Н.

Соловьева В.Н. и Меркулова В.П.

 

установила:

 

вительства Хабаровского края от 5.10.2006 г. № 153-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета» и утвержденных им нормативов.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что оспариваемая норма постановления правительства края и утвержденные ею нормативы приняты с нарушением требований жилищного законодательства. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения края, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, в нарушение постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г. утверждены без учета высоты и расположения жилых помещений и дифференцированы только по количеству комнат в квартире, размеру общей площади жилого помещения и количеству человек в нем проживающих.

Представители правительства Хабаровского края просили в удовлетворении заявления прокурору Хабаровского края отказать, ссылаясь на то, что все необходимые условия для определения и расчетов нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденные постановлением правительства Хабаровского края от 5.10.2006 г. № 153-пр, соблюдены, не противоречат жилищному законодательству Российской Федерации и в полной мере соответствуют требованиям постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г.

Решением Хабаровского краевого суда от 27 февраля 2007 г. заявленное прокурором требование удовлетворено, указанный нормативный правовой акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Не соглашаясь с этим, губернатор и правительство Хабаровского края в кассационной жалобе просят отменить решение суда, полагая его незаконным в силу ошибочности выводов суда относительно характера спорных правоотношений.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшееся по делу решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленное прокурором требование, суд сослался на то, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения края, определенные постановлением правительства Хабаровского края от 5.10.2006 г. № 153-пр, утверждены без учета высоты и расположения жилых помещений и дифференцированы только по количеству комнат в квартире, размеру общей площади жилого помещения и количеству человек в ней проживающих.

По мнению суда, все это нарушает положение пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г., в котором указывается на высоту и расположение жилых помещений при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения.

В силу указанных обстоятельств суд сделал вывод, что оспариваемое положение п. 1 постановления правительства Хабаровского края от 05.10.2006 г. № 153-пр «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета» и утвержденные им нормативы противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействующими.

Согласиться с суждениями суда в этой части не представляется возможным по следующим основаниям.

Судом правильно обращено внимание на то, что согласно подп. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

По вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть первая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 г.№ 199-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила), определившие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотве-дение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица (правительства Хабаровского края) пояснял, что оспариваемые нормативы потребления

коммунальных услуг по электроснабжению рассчитаны и дифференцированы в соответствии с требованиями указанных Правил.

Суд не согласился с этим, постановив обжалуемое в кассационном порядке решение.

Между тем, положения пункта 5 Правил, которым, по мнению Хабаровского краевого суда, противоречит оспариваемое постановление, не содержат требования о необходимости дифференциации нормативов, исходя из соответствующих параметров, при утверждении указанных нормативов нормативным правовым актом субъекта РФ, а лишь указывают на необходимость учета данных параметров при расчете (определении) нормативов.

Данное требование пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ, соблюдено. За основу расчета нормативов при их определении принято два метода - аналоговый и расчетный, что полностью соответствует пунктам 20, 21, 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению с применением аналогового метода такие конструктивные и технические параметры многоквартирного жилого дома, как количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений, учтены в данных об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием коллективных приборов учета, а также выборочных замеров.

Суду следовало обратить внимание на то, что высота как таковая, являясь составной частью собирательных понятий «конструктивные и технические параметры» не определяет необходимости дифференцирования нормативов электроснабжения, а только лишь учитывается, как и остальные параметры, при их формировании и расчете.

Механизм дифференциации нормативов установлен уполномоченным органом (п. 33 Правил) по наиболее существенным признакам, изменение которых оказывает влияние на объем потребления услуги: количество проживающих человек, количество комнат в жилом помещении, общая площадь жилых помещений в исследуемом жилфонде.

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению с применением расчетного метода определены по формулам согласно Приложению к Правилам.

Существенное значение при этом имеет то обстоятельство, что все формулы для расчетов представлены Министерством регионального развития Российской Федерации и определялись путем многочисленных исследований, в том числе, с учетом высоты и расположения жилых помещений, а затем в эмпирическом виде приведены в порядке расчета с использованием необходимых поправочных коэффициентов. Так, при определении количества электрической энергии на освещение (пункт 21 приложения к Правилам), используются эмпирические коэффициенты, отражающие степень естественной освещенности жилых помещений, которая напрямую зависит от их высоты и расположения.

В материалах дела имеются сведения о том, как был применен «расчетный метод» для определения нормативов месячного объема электропотребле-

ния при отсутствии у населения приборов учета в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (л.д.32-37).

С учетом указанных обстоятельств вывод суда о том, что положения п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 5.10.2006 г. № 153-пр и утвержденные им нормативы противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействующими не соответствуют действительным обстоятельствам дела, в связи с чем является ошибочным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ также не может согласиться с утверждением суда о том, что утвержденные нормативы не отвечают общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности.

Фактически, предлагая пересмотреть их, суд вышел за пределы своей компетенции, полагая необходимым исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации произвести индивидуальную дифференциацию нормативов в зависимости от высоты каждого конкретного жилого помещения.

С учетом изложенного постановленное по данному делу решение Хабаровского краевого суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, то кассационная инстанция полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного прокурором требования.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Хабаровского краевого суда от 27 февраля 2007 г. отменить. Принять новое решение о^^казе в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о признании недействующим п. 1 постановления правитель-

ства Хабаровского края от 05.10120061г. № 153-пр «Об утверждении нормативов

Статьи законов по Делу № 58-Г07-6

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЖК РФ Статья 5. Жилищное законодательство
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх