Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 58-КГ12-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №58-КГ12-2

от 22 июня 2012 года

 

судей Корчашкиной Т.Е., Задворнова М.В.

судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2011 г. дело по иску Бельды O.A. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности назначить социальную пенсию.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя истца - У Е.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Бельды O.A. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности назначить социальную пенсию.

В обоснование своих требований истец указала на то, что она по национальности нанайка и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории нанайского народа в г. Хабаровске, занимается традиционными видами деятельности, достигла 50-летнего возраста, потому в силу Федерального закона «О государственном

пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на социальную пенсию, однако в назначении ей данной пенсии ответчиком отказано, истец считала такой отказ незаконным, нарушающим её права.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2011г. заявленные требования были удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края возложена обязанность назначить Бельды O.A. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 1 числа месяца, в котором она обратилась за ней, - с 1 сентября 2010г. В удовлетворении заявленных требований Бельды O.A. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2011 г. решение суда в части удовлетворения иска Бельды O.A. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Бельды O.A. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю о возложении обязанности назначить социальную пенсию.

В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 9 декабря 2010г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов, и постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, поданные в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации после 31 декабря 2011г., рассматриваются в кассационном порядке.

Таким образом, поданная заявителями жалоба подлежит рассмотрению в кассационном порядке по правилам главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ.

В кассационной жалобе, ошибочно поименованной заявителем надзорной, Бельды O.A. ставит вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября

2011 г. и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2011 г.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2012 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Истица просила допустить к участию в деле её представителя и рассмотреть дело в её отсутствие. Представители ответчиков о причине неявки не сообщили.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит её подлежащей удовлетворению, а определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2011 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.

Судом установлено, что Бельды O.A., [скрыто] года рождения,

по национальности нанайка, проживающая в г. Хабаровске, 13 сентября 2010г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как лицу из числа малочисленных народов Севера.

Решением пенсионного органа от 29 сентября 2010 г. в назначении указанной пенсии Бельды O.A. было отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 22. Бельды O.A. же проживает в г.Хабаровске, который в этот перечень не включён.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что при достижении Бельды O.A. 50-летнего возраста у неё возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории городского округа Хабаровск, который отнесён к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009г. №631-р, и занятия Бельды O.A. традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России рыболовством, художественными промыслами и народными ремёслами.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала на то, что назначение социальной пенсии лицам из числа малочисленных народов Севера, связано не только с их национальной принадлежностью, но и с местом их проживания в определённых районах Севера, то есть в тяжёлых природных и климатических условиях. Поскольку г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск, где проживала и проживает истец, не включены в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 22, действовавший до мая 2009 г., суд отказал Бельды O.A. в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает приведённый вывод судебной коллегии Хабаровского краевого суда основанным на ошибочном толковании и применении норм материального права, которыми регулируются спорные правоотношения.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесённые к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены нанайцы, проживающие на территории Хабаровского края, Приморского края и Сахалинской области.

Нанайцы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. №536-р.

Вместе с тем, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

Такой перечень был утверждён постановлением Правительства РФ от 11 января 1993г. №22 № «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера». В этот Перечень в качестве районов Севера были включены, в числе прочих, Комсомольский район и часть Хабаровского района Хабаровского края.

Это постановление Правительства РФ утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 8 мая 2009 N410. Одновременно с этим было в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N610, которым утверждён «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации». В этот Перечень включены, в числе прочих, городские округа Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.

Таким образом, нанайцам, проживающим на указанных территориях, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определённого возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

Принимая во внимание изложенное вывод суда кассационной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Бельды O.A. требований нельзя признать основанным на положениях действующего пенсионного законодательства, в связи с чем определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2011 г., принятое с существенным нарушением норм материального права, повлекшим вынесение незаконного судебного акта, подлежит отмене.

При этом подлежит оставлению в силе решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2011 г., которым законные требования Бельды O.A. были удовлетворены.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2011 г. отменить.

Оставить в силе решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2011 г.

Статьи законов по Делу № 58-КГ12-2

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх